Агрессия у дошкольников

Часто бываю свидетелем сцен, когда совсем еще малыши (от 3 до 6 лет) нападают на сверстников и яростно избивают их (ну, насколько можно, конечно, быть «в ярости» в этом возрасте). В глазах окружающих такой ребенок — всегда неправ и всегда агрессор, а мама его «плохо воспитала». Но, если разобраться, агрессия — это почти всегда следствие чего-то другого.


📛Отсутствие речи или задержка речевого развития. Если очень сложно выразить словами то, что хочется — приходится показывать действием. Вместо слов «эй, ты, нехороший ребенок, ты разрушил кулич, который я так аккуратно строил последние 15 минут!» — ребенок с лопатой наперевес идет бить обидчика.


📛Обостренное чувство собственности. Многие родители считают, что ребенок обязан делиться. А ребенок не хочет, и это его право. И свою собственность будет защищать с «оружием» наперевес.


📛Неумение выражать свои чувства. Помните, «мальчики не плачут»? Эту мантру я слышу на детских площадках каждый день — от бабушек, нянь, и даже продвинутых современных мам, которые наверняка что-то слышали про эмоциональный интеллект. Поэтому грусть и отчаяние замещаются эмоцией, которую мальчикам можно — агрессией. Заметьте, девочки крайне редко бывают открытыми агрессорами в детских ссорах. Девчонки могут подстрекать и манипулировать, но в кульминационный момент они не кулаками машут, а ревут. Иногда так, что уши закладывает. Потому что девочкам плакать и расстраиваться общество разрешает.


📛Тревога. В жизни может происходить много разных неприятностей — дома у родителей что-то происходит (и это передается на детей), ребенка отдали в сад или на какую-то новую секцию, мама вышла на работу, а в доме появилась няня. Адаптация непростой процесс. Внутри — сжатая пружина. Кто-то тронул, может, даже что-то безобидное сделал — произошел взрыв.


📛Пятая причина — слишком сильное внешнее воздействие. Гордон Ньюфелд (который про теорию привязанности) называет таких детей высокочувствительными.Пример — ребенок может мирно играть с одним сверстником. Но стоит ему оказаться в группе из нескольких детей, через 10 минут он начинает задираться к другим детям и вести себя «неадекватно». Если взрослый в этот момент предъявляет повышенные требования («не шуми», «сиди спокойно»), уровень стресса зашкаливает, и ребенок может начать кричать, бить себя и других детей, кусаться, то есть снимает невыносимое напряжение всеми доступными способами.


Что можно сделать?
Самое основное — снизить уровень сенсорного «шума», отвести в комфортные условия, дать побыть в тишине. Очень помогает кинетический песок (я сама его очень люблю, снимает напряжение, стоит пожамкать эту пластичную массу руками). Если ребенок любит музыку — наушники с любимой музыкой.
Выразить эмоции. Во-первых, рассказать, что можно словами рассказать, что доставляет дискомфорт (подходит для старших дошкольников, у 5-леток с этим могут возникнуть проблемы). Во-вторых, экологично выразить гнев и раздражение: поорать, порвать бумажки.
Если ребенок уже вышел из себя, можно очень крепко обнять, «запеленать» в одеяло.
Еще помогает побыть «плакальщиком» для своего ребенка — вместе с ним проораться и покрошить бумагу (мне много раз помогало — и с ребенком, и со мной самой, потому что родители в момент «срыва» тоже не очень себя хорошо чувствуют)

Самый логичный вопрос, который возникнет после прочтения — а что вообще делать, чтобы приступов агрессии у ребенка не случалось? Такое возможно?
Скажу честно — это очень сильно зависит от ребенка, от его развития и эмоционального состояния, от наличия диагнозов тоже. Есть ситуации, в которых не допустить вспышки легче легкого, а есть — когда это под силу только сильному педагогу, который хорошо знает ребенка.
Если говорить о каких-то общих рекомендациях:

— Проговаривать с ребенком происходящее, называть вещи своими именами. Например, если ребенок плохо говорит и готов избить лопаткой соседа по песочнице, который «подрезал» его формочку: «Он вернет тебе ее, нужно всего лишь попросить» (тут важно поучаствовать в разговоре детей, который последует, потому что не всегда без взрослых возможно перемирие). Или, если ребенок шокирован поведением других детей, и готов треснуть одногруппника, лишь бы прекратить шум: «Маша расстроилась, поэтому она так громко кричит».Правила. Они снижают тревожность и помогают сделать мир предсказуемым. Например: «Ты злишься и тебе хочется ударить кого-то, но в садике так не делают, ты можешь пойти в зал для физкультуры и поколотить висящую там грушу».

— Планирование. Для многих высокочувствительных (ВЧ) детей очень важен ритм дня и недели, и четкая последовательность — что и когда нужно делать. А отсутствие распорядка и границ вызывает дискомфорт.

— Четко понимать, каков предельный уровень «громкости» и напряжения для вашего ребенка, стараться его не превышать.

— Эмоциональный интеллект. Многие ВЧ дети очень тонко чувствуют сами и хорошо считывают чувства других людей. Но часто они не знают, как эти чувства и эмоции называются, и КАК о них говорить с окружающими. Задача взрослых — помочь это сделать.

— Сочувствие. Агрессию у детей вызывает неумение взрослых признать масштаб проблемы. Нет, не «что ты ревешь как девчонка, Вася поиграет в твоего мишку и отдаст». Правильнее: «Представляю, как ты расстроился, когда Вася без спроса забрал твоего мишку и не хотел отдавать!»
Сталкивались с проявлениями агрессии у детей?