Как измерить прогресс у ребенка, который отстает от сверстников

Меня очень часто спрашивают в связи с постами про дислексию и дисграфию — ой, что ж делать, конец первого (второго и тд) классов, а ребенок читает по слогам!
Знаете, что я очень важное поняла для себя за последние два-три года? Федю было очень важно не сравнивать со сверстниками. Не ориентироваться на возрастные нормы. Не думать: «Ой, ну в школе за такое поставили бы два!»
Простой пример. Федин любимый предмет — математика. Он в ней разбирается лучше, чем в русском. Считает быстрее, чем читает. И вот (на фото) мы с ним в прошлом году взяли во втором полугодии в руки тетрадь «Необычная математика».


Очень много раз о ней писала, всем горячо рекомендую, она есть от 4 до 8 лет, а есть отдельно книжка Евгении Кац о том, как строить математические занятия с детьми.
Так вот, в прошлом году мой ребенок, который вроде бы вполне тянет математику своей возрастной группы на оценку 4-5, с этой тетрадкой мучался страшно. Что там было тяжело — головоломки и ребусы, задания типа «начерти зеркальное продолжение», продолжи визуальный ряд (ага, то, с чем у дислексиков и дисграфиков огромные проблемы!).
В этом году я купила тетрадь заново, в надежде, что ну вот теперь мы будем мучаться меньше, а если нет — останется Саньку на будущее (тетради Кац иногда пропадают из продажи).
И что вы думаете? Щелкаются эти ребусы как орешки, зеркальные рисунки рисуются с полпинка. Да, это книга скорее для семилеток, а не для 8,5-леток. Но тут важно не это — важно, что есть прогресс!!
И вот так во всех аспектах — есть прогресс, или стоим на месте?? Если стоим — бьем в набат, подключаем дефектолога, нейропсихолога, невролога, кого угодно. Если есть прогресс — идем в своем темпе вперед. В прошлом году осенью я чуть ли не с рыданиями написала нашему нейропсихологу в мессенджер — мол, шеф, все пропало, посмотрите какие жуткие буквы!! 😭А потом сама же догадалась пролистать фото, которыми мы с ней обменивались. И сравнила буквы весной с буквами осенью. Ну там несравнимо было в плане прогресса, и это было круто!

Школа и тюрьма — есть ли что-то общее?

В книге «Свобода учиться» Питер Грей сравнивает школу с тюрьмой. Нет, не потому что 11 лет взаперти, хотя и это тоже — за эти 11 лет ребенок полностью зависит от своих «надзирателей» и имеет очень мало свободы, а за невыполненные задания его наказывают.


Он пишет о другом — о том, что в школе выстраивается иерархия, похожая на тюремную. Некая верхушка, чаще всего, успешные и физически развитые дети, верховодит остальными, учителя это негласно поддерживают. Это описывалось в классике: вспомните «Чучело». Думаю, это может вспомнить каждый из своего личного опыта — вы либо гнобили «ботанов», либо вас гнобили как «ботана» и «тормоза». Это сегодня я встретила в ленте: описывалась ситуация, в которой два класса должны были пойти «стенка на стенку», а зачинщиками были «благополучные» спортсмены.
🔹Даже жаргон используется 100% криминально-тюремный — например, описывая свой опыт столкновения с неприятным одноклассником, один мой знакомый признался, что не мог пожаловаться учителю, потому что «ну что я, стукач, что ли»… Да и невербально «тюремщина» лезет только так…Сестру мою в началке учителя наказывали тем, что ставили в углу возле вонючей половой тряпки (знай свое место, выскочка! 😝).
🔹Надо ли говорить, что все чаще среди школьников встречается депрессия? Самая настоящая, а не фигура речи!! Статистики по РФ нет, но Грей приводит США: там в конце 80-х примерно 23% детей школьного возраста страдали депрессией и неврозами. Количество самоубийств среди подростков с 1950-х до 1990-х выросло в 4 раза. 😧
🔹Если говорить о моем мнении, я понятия не имею, кто виноват и что делать. В похожей на «лагерную» среду училась я сама, и 99% родителей современных школьников. Питер Грей вот оптимист — он считает, что та школа, которую мы знаем сегодня, не будет существовать через 50 лет.

Знаменитые хоумскулеры: Серена Уильямс

Довольно часто хоумскулинг — это один из вариантов раскрыть таланты ребенка. Есть некое увлечение, ради которого родители готовы пожертвовать школой, посвятив ему большую часть времени. Это история сестер Серены и Винус Уиллиамс, сделавших блистательную карьеру в теннисе.

Читать далее

Высокочувствительные дети и домашнее обучение

Сегодня затрону не совсем обычную тему, про детей с «особенностями развития». Когда читаешь западную медицинскую или околопсихиатрическую литературу про детей с #СДВГ и #РАС, вердикт однозначный — и тем, и другим очень тяжело в школе, но школа 200% нужна, без нее никуда, и садик — первая ступень подготовки и адаптации к обществу. Российские авторы тоже придерживаются этой точки зрения.

Читать далее

Детский сад: воспоминания взрослых людей

Очень много было просьб рассказать о книге Марины Озеровой «Почему мой ребенок не ходит в детский сад». Я начала ее неспешно перечитывать, и для затравки задала своим читателям такой вопрос.
«А вы сами в сад ходили? Как помните свой первый день? Что вообще помните из сада? »

Читать далее

«Школа на дому»: как не превратить домашнее обучение в кошмар для всей семьи

Как не устраивать школу на дому, со строгой мамой-училкой? Строго говоря, тут много тем в одной, поэтому давайте разбираться.
Первая тема — как воспользоваться теми преимуществами, которые дает домашнее обучение, и не превращать учебный процесс в скучное сидение за партой «от звонка до звонка».

Читать далее

Знаменитые хоумскулеры: Харланд Сандерс

Хочу поделиться с вами прекрасной историей еще одного знаменитого хоумскулера. Возможно, фотография этого мужчины покажется вам знакомой — да, это тот самый полковник Харланд Сандерс, который придумал рецепт крылышек KFC.

Читать далее

Знаменитые хоумскулеры: Соичиро Хонда

В вопросах про домашнее образование меня попросили привести примеры людей, которые не учились в традиционных образовательных учреждениях и «вышли в люди». Я с головой закопалась в информацию о таких людях — их очень много по всему миру, и читать их биографии крайне интересно! Сегодня мой герой — пример того, что высшее образование не обязательно для того, чтобы сделать что-то значимое в жизни.

Читать далее