Дислексия и трудности с чтением: как обеспечить прогресс

К концу 1 класса ребенок по нормативам должен читать 30-40 слов в минуту. Но для дислексика, которому очень тяжело дается чтение, это нереальные показатели.

Федя к концу 1 класса уверенно перешагнул от 18-19 слов в минуту (мы очень долго топтались на месте) к 22-23 словам в минуту. Это даже не норматив первого полугодия (25-30 слов в минуту), но достаточно серьезный для нас прогресс!

 

Если попробовать кратко сформулировать то, как это получилось, то получается примерно так:

1. Мы не читаем на скорость нарочно и вообще если не хочется читать — не читаем. Мои «замеры» — это что-то типа игры, происходит 1-2 раза в неделю. И я никуда ребенка не тороплю, то есть задачи читать больше нет, есть цель побить собственный рекорд, даже если это 23 слова вместо 22-х — ура-ура, радуемся и празднуем.

2. Для дислексиков очень важны образы слов. Нет образа — слово не читается, оно «пустое», и текст становится нагромождением из «пустых» слов. Это значит, что каждому слову нужно давать образ и уточнять его. Как вы понимаете слово «собачка»? Это милая болонка или буль-мастиф? Игрушка или живое существо? Для того, чтобы образ слова был полным, нужно видеть как можно больше собачек, понимать все значения.

3.  Лучший друг дислексика — толковый словарь. Где-то с зимы я взяла за правило: если ребенок не знает какое-то слово, а я не могу показать пальцем и сказать: «ну вот же оно», мы с ним находим это слово и его значение в словаре.

4. Тексты с большими буквами — лучший вариант. Нейропсихолог Лена, которая полтора года занималась с Федей, уверяла меня, что до 7 лет тексты с маленькими буквами вообще противопоказаны, и могут приводить к тому, что дети теряют зрение. Для дислексика же чем крупнее буква и сам текст, тем легче прочесть написанное.

5. Ну и не забывать о том, что при формировании грамотности на первом месте стоит развитие речи, на втором — развитие навыков чтения, на третьем — письмо. Иногда полезнее вместе (то есть по очереди) прочитать текст и подробно обсудить то, что в нем написано, чем заставлять читать.