Игры — лучшее лекарство от дислексии и дисграфии. Часть 1.

Для детей с особыми образовательными потребностями (это могут быть и «особые» детки с разными диагнозами, и абсолютно здоровые дети, которым что-то в школе по какой-то причине дается тяжело) довольно долгое время основным способом получить знания остается ИГРА. Да, вы все правильно прочитали — чтобы дети в начальной школе учились лучше, они должны больше играть. Как свободно, так и под руководством учителя/родителя. Сегодня я начну рассказывать о тех играх, которые я использую в обучении старшего сына. Сразу скажу, что тема — бесконечная, таких игр придумано очень много, и все они очень хорошо помогают детям, испытывающим трудности в обучении!

Игра 1. Гусеничка.

Очень простая игра «Гусеничка» — отлично «зайдет» у старших дошкольников, которые только-только учат буквы. И у учеников начальной школы, которые вроде учат, но выучить не могут.
🔹Кому пригодится:
✅Тем, кто путает буквы и слоги местами.
✅Пропускает буквы при чтении и письме.
✅Не соблюдает правила переноса.
Как делать: рисуем гусеничку, у которой есть голова и хвостик, и звенья тела, каждое из которых соответствует букве слова. Первое время слово может загадать сам ребенок, потом можете придумывать вы.
Можно раскрасить звенья — выделив согласные и гласные, например. Для продвинутых детей ту же игру можно устраивать с английскими словами.


На фото — как это сделали мы (слова дети придумали себе сами😅). Феде гусеница далась не сразу — сперва он нарисовал не то количество звеньев, потом нарисовал их слишком маленькими. В итоге все получилось, но я уверена, что момент с пониманием того, как гусеничка будет выглядеть в пространстве листа, тоже был «учебным» и помог Феде установить в голове новые нейронные связи. 😄 Также в карусели есть название книги, из которой можно взять десятки других упражнений.

 

Игра 2. Таблицы Шульте

🔹Что такое таблица Шульте: квадрат с произвольным размещением цифр. Мы на фото использовали таблицу 5х5, с цифрами от 1 до 25. Если погуглить, можно найти варианты и поменьше, и побольше. Можно самим нарисовать, в конце концов.


Эти таблицы могут быть использованы десятками разных способов. Сегодня расскажу о нескольких, которые могут помочь в начальной школе.
✅самый простой способ — просто найти числа от 1 до 25, показывая каждое ручкой и называя.
✅Усложняем задачу: показываем в обратном порядке.
✅Еще сложнее: находим числа только одного цвета (см фото).


✅Ну и продвинутый вариант, который используют как упражнение на курсах скорочтения — смотрим на одну цифру в центре, а периферическим зрением ищем цифры от 1 до 25. Это уже для взрослых — можете потренироваться, размять мозг, напишите в комментариях, как вы себя при этом чувствовали (меня во время таких упражнений начинает подташнивать😅).
🔹Модификация (см фото) — сделать шифровки с помощью таблицы с числами. В одной таблице — числа, в другой — буквы. Выписываем буквы, которые соответствуют цифрам, в порядке от 1 до 25. Федя с большим трудом, но справился. Ошибки чуть было не налепил по невнимательности (как обычно🤷🏻‍♀️).


Как помогает: концентрация внимания (это проблема для большинства учеников начальной школы), ориентация в пространстве (а это уже частая проблема деток с особенностями развития).

Игра 3. Графические диктанты

Как быть, если ребенок при письме не может уместить цифры в клеточке, не способен расположить буквы на строке так, чтобы они не улетали со стоки и не были огромными?! 🤔Один из способов помочь ребенку наладить пространственное восприятие — графический диктант.
🔹Как и с таблицами Шульте, графические диктанты существуют в самых разных вариантах. Вот вам те, что лучше всего подойдут для старших дошкольников и младших школьников:
✅Нарисовать по клеточкам рисунок, попросить повторить.
✅Глядя на рисунок (но не показывая его ребенку), диктовать «две клеточки вправо, три клеточки вниз», и тд.
✅«Обратный диктант»: диктуем все наоборот, а ребенок должен вместо лево рисовать право, вместо вниз — наверх.
✅пишем инструкцию: 3⃣⬆, 2⃣⬅, 6⃣⬇ и тд. Ребенок смотрит на инструкцию, рисует в тетради фигуру.
Федя воспринял это задание с глубочайшим презрением: «Пф, это для маленьких!!» 😝Потом для убедительности повторил еще пару раз звук «Пф», но уже на самом простом задании наделал ошибок. 🙈С диктантом вроде все получилось (хоть и со второй попытки), а вот самостоятельная работа не далась совсем (на фото — какой знатный заяц-мутант получился! 😄).

  
Я долгое время (как и мой старший сын😂) была уверена, что такие диктанты — для малышей лет пяти. Собственно, младший ребенок с разной степенью уверенности может все это проделать. А вот у Феди всегда было неприятие такого рода заданий и сложности с выполнением. Поэтому в дошкольном возрасте я забыла про них, а зря.