Какие трудности в школе говорят о том, что у ребенка дискалькулия

В школе я была отличницей. Не дотянула до медали буквально чуть-чуть — схватила четверки по химии и физике. Но несмотря на то, что училась я хорошо и учиться любила, сейчас я понимаю, что определенные трудности с обучением у меня были.
Например, я очень часто путала в контрольных по математике одно действие с другим. На итоговом экзамене в одном из действий задачи надо было сложить 3+3, а я перемножила. Учительница списала на перенапряжение, но сейчас, спустя почти 25 лет, я понимаю, что такие ошибки я при всем своем уме «лепила» достаточно часто.

Когда я работала в ежедневной газете и писала тексты о макроэкономике, я могла сделать верные выводы, едва увидев цифры, и подтвердить свои догадки у экспертов. Но абзацы, в которых эти самые цифры перечислялись и сравнивались, для меня были мучением!! Если редактору было некогда вычитывать мой текст, у меня от страха, что я что-то перепутала, поднималось давление (спасибо службам корректуры и сверки, которые не дали пройти в печать десяткам жутких ляпов под моей фамилией!!).
Сейчас всей домашней бухгалтерией занимается муж. В дни, когда мне надо выгрузить данные по всем своим приходам/расходам и, не проводя с ними никаких действий, просто дать мужу для подведения баланса, мне хочется уползти под плинтус и прикинуться ветошью.
Эта проблема взаимодействия с цифрами и называется дискалькулией. У меня легкая форма — в школе по математике несмотря на все «ляпы» у меня была пятерка. Но когда пришла пора выбирать направление в вузе, филологию я отмела сразу — там же высшая математика!
В большинстве источников дискалькулию определяют как «неспособность к изучению арифметики». Но, на мой взгляд, это достаточно категоричное определение. Детей с дискалькулией в школьном возрасте от 3 до 8% (статистика из США), и все они так или иначе математику учат. Те, у кого способностей совсем нет — это уже умственная отсталость, скорее. А вот дискалькулия — это, как и дислексия, особенность восприятия цифр и информации, особенность обработки мозгом информации. То есть такой ребенок в легком случае может быть умным, но будет путать 5+2 и 5х2, и получать за контрольные сниженную оценку за «невнимательность». В случаях потяжелее будут сложности на раскладывание числе на десятки и единицы, на понимание, что цифра 4 и слово «четыре» — это про одно и то же. Да что там — простые вещи типа 5+3, которые у обычных людей запоминаются, ребенком с дискалькулией будут высчитываться с трудом или необычным способом (например, 5+1+1+1).
Как отдельный диагноз дискалькулия существует! (в МКБ-10 оно есть наряду с дислексией) Но чаще всего таких детей, как я уже выше написала, обвиняют в невнимательности и нежелании стараться. Из серии «ты такой умный, мог бы учиться на пятерки, а ленишься!»
Как правило, это расстройство становится очевидным к середине начальной школы. Но заподозрить дискалькулию можно и на более ранних стадиях, например, в старшем дошкольном возрасте. Многие признаки дискалькулии в этом возрасте схожи с симптомами дислексии и дисграфии. В дальнейшем они могут так и идти рука об руку, а может так случиться, что читать и писать ребенок будет нормально, а с арифметикой отношения будут напряженными.
Итак, некоторые (далеко не все!) признаки, что отношения ребенка старшего дошкольного возраста с математикой требуют пристального внимания:
— Не видит связи между числом и группой предметов (например, 2 и «два мяча»). На просьбу принести три машинки приносит две.
— Сложности с разделением предметов на группы по общему признаку (цвет, форма, размер).
— Не может запомнить свой адрес, телефон. Да что там, даже телефон 112 запомнить не может.
— Не чувствует времени.
— Не может сосчитать от 1 до 10 без ошибок, а если может, то ошибается в обратном счете.
Какие признаки могут свидетельствовать о том, что у ученика начальной школы дискалькулия?
Испытывает трудности с запоминанием простейших действий сложения, вычитания, умножения и деления. Таблица умножения дается с трудом.
Тяжело решает задачки, может прочитать текст задачи пять раз, и не понять, что от него хотят.
Может выучить что-то, а через месяц забыть, и потратить на заучивание столько же времени, сколько и в первый раз (ту же таблицу умножения).
Сходит с ума от всех терминов типа «множитель», «разность», «уменьшаемое/вычитаемое», никак не может понять, что каждый из них значит.
С трудом измеряет отрезки линейкой.
Путается при переводе миллиметров в сантиметры, килограммов в граммы, и тд.
Не может посчитать сдачу в магазине.
Очень надеюсь, что ничего вы среди этих признаков «знакомого» не нашли, ну а если все-таки нашли — не волнуйтесь раньше времени, в следующий раз наконец-то обсудим методы коррекции!!