Кто и в какой форме может учиться дома?

Сегодня мне хотелось бы ответить на самый частый вопрос — как учить ребенка дома? Многих волнует, законно ли это, не придет ли социальная служба с вопросами? Есть среди людей убеждение, что домашнее обучение — это для очень больных детей, которые не могут дойти до школы, и уйти на него можно только со справкой от специальной комиссии. Мифов вокруг семейного и заочного обучения много, поэтому сегодня я коротко расскажу вам о том, что такое домашнее обучение, и кто на него может претендовать. Спойлер — абсолютно все, и это законно! 🙂

Домашнее обучение — это выбор родителя. Не школы, не какой-то особой комиссии (хотя может и так произойти, если ваш ребенок не справляется с программой, или что-то там не ладится в школе). Пока родитель не захотел учить ребенка дома, никакая школа вас не может выгнать на домашнее обучение. И наоборот — никто не заставит вас вести ребенка в школу, если вы не хотите. Российское законодательство в этом плане очень либеральное, и слава Богу! Например, в Германии нельзя учить детей дома. А у нас — можно!

Делается это так.

Первый вариант — семейное обучение. В отрыве от школы. Семья берет на себя ответственность за то, как освоит школьную программу ребенок. Школа в этих отношениях — звено, где семья может сдавать (а может и не сдавать) промежуточные аттестации. Семья обязана предоставить в муниципальный орган заявление о том, что она решила учить детей. По опыту коллег, проблем с социальными службами (по крайней мере в Москве) не возникает, надеюсь, у них есть более серьезные задачи. Обязательства на семейной форме обучения возникают в 9 классе, когда надо сдать экзамены за среднюю школу.

Второй вариант — заочное обучение. Прикрепляемся к школе, но учимся дома. Школа обязана выдать учебники, внести ученика в контингент учащихся, и несет ответственность за успеваемость и знания ученика. Это — наш вариант. Дважды в год мы пишем контрольные работы и рефераты, у Феди есть электронный дневник, школа дает возможность консультаций с учителем, устраиваются родительские собрания, всякие семинары (например, осенью был по дислексии), олимпиады через школу, и многое другое.

В теории так можно сделать с любой школой, на практике далеко не все школы даже в Москве готовы терпеть неудобства непонятно ради чего. Поэтому лучше выбирать школы, которые на этой теме специализируются (например, в Москве это «Наши Пенаты» и МШЗД).
Все остальные варианты домашнего обучения (типа очно-заочного) — это личная договоренность со школой.

К сожалению, бывает так, что некоторые школы, мягко говоря, по-своему видят проблему домашнего обучения, плевать хотели на закон, и всячески начинают угрожать родителям комиссиями и справками об умственной отсталости ребенка, если родители вдруг хотят перевести ребенка на домашнее обучение.

Но, как я уже писала — вы можете забрать документы из школы в любой момент, если вы четко видите, что по каким угодно причинам вашему ребенку учиться дома будет лучше.
* крепостное право у нас отменили в 1861 году. Не вы прикреплены к школе раз и навсегда, а школа заинтересована в том, чтобы вы в ней числились (за каждого ученика капают деньги из бюджета! в Москве это 100-120 тыс на одного ребенка в год). Школа должна за вами бегать и упрашивать, чтобы вы как угодно в ней учились — потому что от этого зависит финансирование из бюджета, зарплаты учителям, оборудование в школе, ремонт и многое другое.
* семейное обучение, о котором я писала как об одной из форм, прописанной в законе об образовании — это когда чисто теоретически можно вообще прийти в 9 классе и сдать экзамены за всю школу, ни к какой школе не прикрепляясь. Мало кто так делает, но если вдруг так сложится — никто не посадит в тюрьму, не возьмет штраф, потому что таков закон.

К чему я это повторяю — к тому, чтобы у вас появилось чувство свободы и ответственности за будущее своего ребенка. Это очень важно. «Если я приду в нашу школу с бумагой что учила ребенка сама, директор рухнет с инфарктом», — пишет одна из мам в комментариях в инстаграме @katya_zao. Вы не отвечаете за инфаркты директора, а вот за настоящее и будущее состояние своего ребенка — отвечаете.
Лучше продолжите фразу: «Если мой ребенок продолжит учиться здесь и в этих условиях, то он…» Мой вот ребенок, например, в школе был бы двоечником, это 100%. А на домашнем обучении он отличник, потому что у меня для него есть времени сколько нужно, а не 1 минута в рамках урока.