Мария Монтессори о социализации свободного человека

Важно ли, чтобы ребенок через школьную социализацию был готов к жизни? Не скрывают ли адепты семейного образования детей от проблем в коммуникациях?
Жизнь ведь это не только друзья и родственники, но и умение коммуницировать с неприятными людьми. И вдруг дети потом вырастут и не сумеют адекватно реагировать на неприятности?


У меня пока нет ответа на этот вопрос — в конце концов, нашему хоумскулингу всего два года. Ухудшений во взаимодействии со сверстниками у Феди точно не произошло, но пока и выводы какие-то делать рано, все это будет понято на горизонте 10-15 лет.
А вот у известного педагога Марии Монтессори ответ есть! Монтессори-педагогика, как известно, строится на определенной степени свободы в обучении — педагог не навязывает знания, а создает среду, в которой пытливый детский ум сам начинает жадно впитывать знания и творить.
Конечно, у мадам Монтессори неоднократно спрашивали — не навредит ли такая свобода будущему члену общества?

✅ И вот каким был ответ: «Бесполезно «готовить к жизни», поскольку жизнь непредсказуема. Как бы вы хорошо ни приготовились, неожиданное событие застанет вас врасплох. Научиться жить можно только исподволь: например, привыкая быстро принимать решения. А для этого ребенок должен действовать свободно. Только свободный человек способен справиться с непредвиденным. Только свобода помогает постичь суть общественных отношений. В классе, где дети вынуждены сидеть молча и неподвижно, не могут возникнуть никакие социальные связи. Бедные маленькие человечки не имеют права реагировать друг на друга. Они разобщены, как если бы находились каждый в отдельной камере. Откуда у них появится сознание взаимной ответственности?»