Подход «все или ничего»

Меня очень часто спрашивают: как найти мотивацию для того, чтобы начать что-то делать. Я, если честно, не знаю, как — знаю только, что в этом процессе почти никто помочь не может, пока человек сам не нащупал движущую силу, любые разговоры и «волшебные пинки» (как же я не люблю это выражение) бесполезны, а когда нащупал — они тем более бесполезны.

Сегодня я хочу поговорить об одном серьезном факторе, сдерживающем мотивацию.

Это подход «все или ничего».
Все мы в той или иной степени его практикуем. Я не встречала людей, у которых нет в голове картинки «как должно быть идеально». Идеальный образ в принципе можно нарисовать для чего угодно — для тела и здоровья, для растущих детей, для отношений в семье… (Кстати, не из этой ли серии вопрос — почему N такая красивая, такая умничка, и все никак не может выйти замуж? часто ведь тоже из-за такой идеальной картинки мужа и семьи, которой не соответствует ни один среднестатистический мужчина).

Попытки приблизиться к идеалу частенько обречены на провал. На то он и идеал, что приблизиться к нему сложно, нужны какие-то бешеные ресурсы (время, деньги, силы). В результате мозг получает стоп-сигнал — ты туда не ходи, там боль и фрустрация. Ты лежи лучше, дорогой, на диване. Если уж идеала достичь нельзя, то лучше ничего не предпринимай.

Помню, у меня был однокурсник, который говорил, что если уж машина — то ламборгини с водителем. А пока такой нет — лучше ездить на метро. Мне эта позиция казалась вполне достойной уважения. Сама я, правда, сразу после института купила жигули, помучалась с ними, поменяла на бюджетную европейскую машину, еще через несколько лет — на бюджетную японскую. А потом в Москве стало очень трудно ездить на машине, и я стала чаще оставлять машину в гараже и спускаться в метро. Кого я там как-то раз встретила, как вы думаете? Чувака без ламборгини. За те 20 лет, что я последовательно трансформировала свои представления о машинах и оттачивала водительское мастерство, он спокойно ездил на метро.

Ну, наверное, ему не так нужна была машина, скажете вы. Да, наверное, не очень и нужна. Я сейчас немного о другом — если лично вам что-то нужно, не прикрывайтесь дешевыми отмазками типа «мне только ламборгини с водителем, а пока я потопала в метро а лучше полежу на диване«, начните водить жигули. Нет денег на карту в дорогой фитнес-клуб — купите в дешевый, чувствуете что нет сил туда ходить — купите коврик для йоги домой. Нет сил полноценно заниматься дома — зайдите на ютьюб и поищите 10-15-минутные комплексы, нет возможности даже 15 минут уделить фитнесу — встаньте перед зеркалом и потанцуйте пять минут. Уж в то, что у вас нет пяти минут в день подвигаться, я не поверю никогда и ни за что! 🙂 Сделайте какую-то самую малость, которая соответствует вашим возможностям и вашей личной ситуации!

И на десерт мой самый любимый пример, я его уже многократно описывала, но вдруг вы пропустили, так я вам напомню. Когда я начала свой путь к стройному и красивому телу, я весила почти 80 кг, у меня случалась одышка при подъеме на второй этаж (я на полном серьезе на даче придумывала варианты как бы лишний раз не ходить на второй этаж!), я была вялая и апатичная.
И в какой-то момент у меня появилась физическая возможность ходить один раз в неделю на один час в спортзал. Как вы думаете, слышала ли я версии, что ходить в спортзал один раз в неделю абсолютно бесполезно? О да, и не раз! Однако, я несколько месяцев ходила именно в этом режиме (ведь лучше какая-то мелочь, чем ничего, в моем случае это было уже очевидно, как сказал как-то другой однокурсник, «гарантия на тушку истекла»), и это помогло нащупать кнопку мотивации, завести ее, и найти сперва возможность заниматься чуть более регулярно, а потом и вовсе пять-шесть раз в неделю. Сейчас я вешу 62-63 кг (при моем росте это практически идеальный вес), а размер одежды у меня 44-46 вместо ставшего привычным после выхода в декрет 52-го.