Пойдет ли мой младший ребенок в школу?

Меня постоянно спрашивают о том, как я планирую обучение младшего ребенка. Не могу сказать, что этот вопрос занимает мои мысли. Со старшим наш хоумскулинг родился из обстоятельств (готовность к обучению была, а вот к нахождению в школе, к школьным правилам — не было), и решение я принимала в последний момент, в августе, когда все другие родители благополучно знали, куда они идут 1 сентября.

Сейчас младшему сыну Саше — 4 года. Он родился осенью, как и Федор, а это значит, что у нас есть выбор — идти в школу в «почти 7» или в «почти 8». Ну и как минимум 3 года в запасе, чтобы принять решение. 3 года — это очень много, может кардинально измениться закон об образовании, может измениться даже политическая обстановка в стране и в мире.

Что для меня важно уже сейчас — я вижу, что Саша хочет учиться. Он тянется за старшим братом. Если тот сидит за уроками — «Мама, я тоже хочу позаниматься!» Я каждый месяц ломаю голову, каких бы еще рабочих тетрадок заказать этому ненасытному до «занятий» малышу на Озоне. Не то, чтобы он показывал какие-то зачатки гениальности, нет, тетрадки для возраста 5+ ему еще сложноваты, он не читает и пишет очень странные буквы. Но у него неуемная жажда что-то делать, проходить головоломки, обводить буквы, разгадывать лабиринты, учить английский вместе со старшим братом. («Мама, я хочу посчитать до 20 на непонятном языке: ONE, TWO, THREE…») Думаю, что в детском саду, куда мы не ходим, он был бы любимчиком воспитателей, потому что он с радостью делает любое задание, и требует еще и еще.

Что для меня также важно — не убить это желание учиться. Я вижу, что если я даю что-то скучное и сложное, огонек в глазах притухает, малыш начинает страдать и ныть. И может даже уйти в другую комнату заниматься чем-то более подходящим по возрасту, например, играть в машинки. Я не препятствую — я точно знаю, что насилие в вопросах знаний не приводит ни к чему хорошему, особенно в таком нежном возрасте.

Что я наблюдаю в школе из того, что меня категорически не устраивает — качество образования. Очень мало школ в Москве (а по России, я думаю, процент и того меньше), где дети получают качественное образование. И я сейчас говорю не о насыщенности программы (с этим-то проблем нет, уже во втором классе дети проходят то, что — Я ТОЧНО ПОМНЮ!! — в наше время проходили только в 4-5 классе), а о глубине. Не проскочить как можно больше тем за год, а действительно ПОНЯТЬ эти темы. О том, чтобы учитель видел, кто из детей отстает, кто идет вперед, и продумывал уроки так, чтобы было интересно и полезно всем. Потому что когда не интересно и бессмысленно — школа превращается в «камеру хранения» для детей, они там «отбывают» время. При этом за 4-5 часов в день можно сделать столько всего интересного!!

И еще у меня есть ощущение, что мои дети уже прониклись идеей дистанционного обучения (а я верю, что за ним будущее). Федор не так давно объяснял младшему брату, что учась дома, можно закончить школу досрочно, а потом поступить в «домашний университет». Я смеялась, но, знаете — уже сейчас есть очень много вариантов дистанционного высшего образования. Кто знает, что будет через 8-10 лет, когда этим двоим придет время задуматься о профессии??

Еще один существенный момент — желание ребенка. Если в 6 лет он скажет, что хочет идти в школу — он пойдет в школу. Благодаря старшему брату он много общается, и его круг общения — это часто дети чуть старше, 5-8 лет. Почти все эти дети ходят в садик и школу. Саша уже просился в садик, увидев красивые машинки на территории садика, но узнав, что туда нельзя просто прийти и поиграть в машинки, решил, что садик — все же «не его».)))  Так же и со школой — пусть собирает информацию, узнает от детей, что они делают в школе и как устроен процесс обучения. И если получившаяся картина ему понравится — у меня не возникнет вопросов. Правда, пока процесс идет в обратную сторону — родители соседских детей мне уже жаловались, что их дети спрашивали, почему кто-то учится дома, и просили, чтобы у них было так же! 🙂