Проблемы с чтением в начальной школе — как преодолеть

Друзья, было достаточно много вопросов про дислексию и дисграфию, поэтому я, пожалуй, на них отвечу.

Да, у Феди есть проблемы с чтением. Но в настоящий момент я не уверена, что это именно дислексия и дисграфия.
Кто помогает определить диагноз — нейропсихолог, дефектолог. В нашем случае это была нейропсихолог, с которой Федя занимался с 5 до 6,5 лет (начали с того, что корректировали звуки и речь, но занятия очень помогли во всех сферах!). В прошлом году, в конце 1 класса, она проводила диагностику, и какой-то 100% определенности не было, хотя подозрения на тему дислексии и дисграфии были.
Но! Дислексия и дисграфия — это состояния, которые сохраняются всю жизнь! Они не лечатся, можно только лучше или хуже адаптироваться. Но у дислексика всегда будут разбегаться буквы при чтении.
У Феди сейчас ситуация кардинально улучшилась, поэтому лично у меня есть ощущение, что это была не дислексия, а незрелость какой-то доли мозга. Потому что в начале 1 класса он читал очень плохо, в конце 1 класса читал не лучше. В начале 2 класса казалось, что ничего не изменилось, а потом бац, и в декабре был серьезный скачок и по скорости, и по качеству чтения. Дополнительный момент — Федя всегда хорошо понимал смысл текста, по каким бы тягучим слогам он его не прочитал — отвечал на любые воросы. Дислексик плохо понимает смысл прочитанного.
В общем, если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом — запаситесь терпением, и, самое главное, точите камень по капле. У Феди каждый день независимо от учебного плана — 1 страница чтения и письмо. И да, отдыхать тоже надо, я четко вижу, что скачки происходят после отпуска или каникул, когда занятий меньше.

Что я могу посоветовать родителям, чьи дети испытывают сложности с чтением. Во-первых, если до 7 лет ребенок не начинает читать — не торопите его, пожалуйста. Это может быть его личный темп.
Что помогло нам:
1. Для дислексиков очень важны образы слов. Нет образа — слово не читается, оно «пустое», и текст становится нагромождением из «пустых» слов. Это значит, что каждому слову нужно давать образ и уточнять его. Как вы понимаете слово «собачка»? Это милая болонка или буль-мастиф? Игрушка или живое существо? Для того, чтобы образ слова был полным, нужно видеть как можно больше собачек, понимать все значения.
2. Лучший друг дислексика — толковый словарь. Где-то с зимы я взяла за правило: если ребенок не знает какое-то слово, а я не могу показать пальцем и сказать: «ну вот же оно», мы с ним находим это слово и его значение в словаре, обсуждаем.
4. Тексты с большими буквами — лучший вариант. Нейропсихолог Лена, которая полтора года занималась с Федей, уверяла меня, что до 7 лет тексты с маленькими буквами вообще противопоказаны, и могут приводить к тому, что дети теряют зрение. Для дислексика и для ребенка 6-8 лет чем крупнее буква и сам текст, тем легче прочесть написанное.
5. Ну и не забывать о том, что при формировании грамотности на первом месте стоит развитие речи, на втором — развитие навыков чтения, на третьем — письмо. Иногда полезнее вместе (то есть по очереди) прочитать текст и подробно обсудить то, что в нем написано, чем заставлять читать