Ребенок и чтение: основные навыки с рождения до девяти лет

Очень часто я вижу, что родители преждевременно переживают из-за того, что ребенок плохо или недостаточно читает. Поэтому родилась мысль напомнить вам, в каком возрасте и что именно ребенок ДОЛЖЕН уметь в отношении чтения (как же я не люблю это слово, потому что ребенок в целом никому ничего не должен). И как понять, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос с любовью к книгам — все ли идет своим чередом.🤔

Я против фразы «ребенок должен». Почти все разумные мамы (а другие меня и не читают! 😉) знают, что дети никому ничего не должны, и каждый развивается в своем темпе.
❓Зачем тогда нужны возрастные «нормы», спросите вы? Для того, чтобы обратить внимание, что есть отставание. Для того, чтобы вовремя изучить вопрос и подключить какие-то логопедические упражнения, нейропсихологические игры, и т.д.
⛔«А вот мой ребенок в 6 лет всего этого не умел, а потом все было хорошо». К сожалению, ни один даже самый высококлассный специалист не даст вам гарантий — будет потом все хорошо, или нет. Да, ситуации, когда ребенок слегка запаздывал, а потом с лихвой нагнал — не редкость. Но также не редкость, когда врачи или логопеды говорят маме, что все хорошо, «еще наверстает», «у многих так же, а потом нагоняет» — и время оказывается упущено. 😱Поэтому проще вовремя заметить и хотя бы 15 минут в день поиграть во всякие логопедические игры, например.
✅Еще одна важная деталь. Развитие речи у ребенка идет по вектору: устная речь — чтение — письмо. Если устная речь развита хорошо, богатый словарный запас, ребенок способен обсуждать услышанный текст, мыслит логически, придумывает концовки к историям, сочиняет сказки и рассказы — значит, уже можно говорить о чтении 💯 . И не особо волноваться, если оно пока не идет — пойдет в нужное время.
⛔Если всего этого нет, но ребенок уже норовит читать сам или вы его (что хуже) учите это делать — остановите(сь) и сконцентрируйте(сь) на развитии устной речи. Это как раз очень относится к возрасту 5-6 лет, когда многим родителям почему-то начинает казаться, что ПОРА во что бы то ни стало начинать читать.

▶Итак, начнем с самого нежного возраста.
👶🏼До года. Интерес к книжкам с огромными картинками, рассматривает картинки. Помогает переворачивать страницы. Удовлетворенно гулит, когда вы в 500-й (это важно!!) раз рассказываете, что мышка помогла вытащить репку.
👶🏻1-3 года. Видит рисунки в книжках и называет то, что на них увидел (собака, девочка, домик). Может ответить на вопрос «что на картинке?» Узнает любимые книжки по обложкам. После 2 лет может притворяться, что «читает» — переворачивает странички, что-то тихо бормочет под нос.
👦🏼3-4 года. Умеет правильно держать книгу. Понимает, что слова пишутся слева направо и сверху вниз. Может кратко пересказать сказку. Видит знакомые логотипы, названия магазинов. Знает больше половины букв алфавита.

Основные вещи, на которые стоит обратить внимание в 5 лет:
✅Дети в этом возрасте распознают все буквы алфавита и могут назвать звук, который они обозначают.
✅Могут «угадать» произнесенное слово в тексте. Например, мама читает текст, а ребенок видит отдельные слова из того, что мама читает.
✅Могут сказать, в какой части слова находится звук. Например, отвечают на вопрос типа «звук [т] в слове кот в начале, середине или конце?»
✅Могут после того, как им прочитали рассказ, ответить на вопросы «кто», «что», «когда» и «зачем».
✅Могут расставить по хронологии события в рассказе, или картинки.
✅Могут переписать свое имя и фамилию с образца.
✅Читают, рассматривают или просят почитать им книги не только для развлечения, но и для получения информации (всевозможные энциклопедии про динозавров, поезда и машинки, и тд и тп).
✅Могут сочинить свою историю, зарисовать ее сами, или даже попросить маму записать ее.

🆗На что обратить внимание в промежутке от 6,5 до 8 лет (это как раз возраст, когда российские дети идут в школу).
✅Ребенок умеет читать простейшие слова.
✅Если слово в тексте незнакомое и сложное, то по контексту (картинки, текст, и тд) он может примерно понять, о чем речь.
✅Если сделал ошибку при чтении, чаще всего замечает ее, может «перечитать», исправить. Или исправляет, если вы обратите его внимание на то, что прочитал неверно. (кИт вместо кОт, например)
✅Понимает смысл текста — это очень важный навык! Не машинально пересказывает, а способен ответить на вопросы, требующие неоднозначного ответа. О мотивах поведения героев, о ситуациях. Может рассуждать о прочитанном.
✅Начинает писать какие-то первые «истории». Это могут быть примитивные комиксы, а могут быть и какие-то рассказы.
⚠Если ребенок всего этого не делает — это не означает автоматически, что у него #дислексия. Да, часто бывает, что все это приходит «само», «в свое время». Но если вы видите, что школа на носу, а вышеперечисленных навыков нет — обратите внимание, подумайте, что можно сделать.

Информацию я беру в западных источниках, в российских она будет другой, и у меня вызывает вопросы. Например, по #ФГОС ребенок в 6-7 лет (то есть перед школой) не должен уметь читать и писать вообще.
‼При таком подходе очень легко пропустить тревожные звоночки. У меня так было с Федей — доброжелатели говорили, что к 7 годам ничего ребенок никому «не должен» (ну разве что пересказать историю из 3-4 предложений), и все нужное возьмет уже в школе. В нашем случае это была неправда (и я рада, что не расслаблялась). Мы же с вами знаем — чем раньше обнаружен «враг», тем проще с ним бороться.🤗