Школа и тюрьма — есть ли что-то общее?

В книге «Свобода учиться» Питер Грей сравнивает школу с тюрьмой. Нет, не потому что 11 лет взаперти, хотя и это тоже — за эти 11 лет ребенок полностью зависит от своих «надзирателей» и имеет очень мало свободы, а за невыполненные задания его наказывают.


Он пишет о другом — о том, что в школе выстраивается иерархия, похожая на тюремную. Некая верхушка, чаще всего, успешные и физически развитые дети, верховодит остальными, учителя это негласно поддерживают. Это описывалось в классике: вспомните «Чучело». Думаю, это может вспомнить каждый из своего личного опыта — вы либо гнобили «ботанов», либо вас гнобили как «ботана» и «тормоза». Это сегодня я встретила в ленте: описывалась ситуация, в которой два класса должны были пойти «стенка на стенку», а зачинщиками были «благополучные» спортсмены.
🔹Даже жаргон используется 100% криминально-тюремный — например, описывая свой опыт столкновения с неприятным одноклассником, один мой знакомый признался, что не мог пожаловаться учителю, потому что «ну что я, стукач, что ли»… Да и невербально «тюремщина» лезет только так…Сестру мою в началке учителя наказывали тем, что ставили в углу возле вонючей половой тряпки (знай свое место, выскочка! 😝).
🔹Надо ли говорить, что все чаще среди школьников встречается депрессия? Самая настоящая, а не фигура речи!! Статистики по РФ нет, но Грей приводит США: там в конце 80-х примерно 23% детей школьного возраста страдали депрессией и неврозами. Количество самоубийств среди подростков с 1950-х до 1990-х выросло в 4 раза. 😧
🔹Если говорить о моем мнении, я понятия не имею, кто виноват и что делать. В похожей на «лагерную» среду училась я сама, и 99% родителей современных школьников. Питер Грей вот оптимист — он считает, что та школа, которую мы знаем сегодня, не будет существовать через 50 лет.