Социализация и домашнее обучение

Вопрос социализации — один из самых спорных и болезненных для хоумскулеров. Есть те, кто утверждает, что с социализацией на домашнем обучении все ок. Я не из их числа — конечно, определенные проблемы есть. Давайте разберемся, какие их них реальны, какие надуманны.


1️⃣ нет коллектива в классе. Ребенок фактически не привыкает находиться несколько часов в течение дня в управляемой старшим (учителем) группе сверстников. Если будущее — разнорабочий на заводе, призванный слушаться начальника, или военный в армии — это может стать серьезной проблемой.
2⃣ нет понимания, как вести себя социально приемлемо. Это вообще не препятствие — «домашние» дети не сидят в четырёх стенах, ходят в библиотеки, банки, на почту, в магазин, церковь, знают, где и как нужно себя вести. Как раз чаще вижу ситуацию, когда школьники носятся и орут там, где нельзя. Видимо, воспринимают окружающий мир как перемену. 😂
3️⃣ нет друзей. Нет большого числа приятелей — это да. Никакой кружок или секция не дадут такого количества знакомых, которое можно встретить в школе. Но друзья есть, есть общение с соседскими детьми на площадке, общий контекст (все эти ниндзяги, майнкрафты и тд).
4⃣ нет елок и прочих школьных мероприятий. Это, по мне, только в плюс, я их в детстве не любила. 😂 Ну и потом, многое в школе не соответствует ценностям, которые я прививаю в семье. Например, я против всякой нечисти на Хэллоуин, или сожжения чучела Масленицы. И уж тем более против того, чтобы учителя несли христианские (мусульманские или буддийские, неважно) ценности, потому что, судя по рассказам друзей, несут они полную ересь!!

5️⃣ а как же походы и турслеты? А что, в школах ходят в походы?! Я хочу на это посмотреть, серьезно!!! На самом деле есть чудесная Виктория Гласко (ее дети на семейном обучении), а у нее есть клуб #кайманчик, и они проводят регулярные турслеты. Рассматриваю это как отличный вариант, когда чуть подрастет младший ребёнок.

6️⃣ а как же экскурсии? В сообществах о семейном образовании регулярно собираются группы для совместных походов в музеи, на мастер-классы и выставки.
7️⃣ кружки и секции? Ну, а как без них?? В прошлом году Федя ходил на айкидо и плавание, например. А еще пробовал скалолазание, но заявил, что не нравится. В этом году я пока в поиске — хочу что-то интересное по основным предметам.

Было бы несправедливо забыть про родителей — им-то общение с родителями сверстников детей так же необходимо!! К тому же, домашнее обучение – это такой специфический интерес, что неплохо бы иметь, кроме круга общения, ее и единомышленников.
Какие варианты решения есть:
1. Клубы хоумскулеров и клубы родителей хоумскулеров. В крупных городах такое обязательно есть, нужно лишь хорошо поискать в социальных сетях (хоумскулеры, в основном, кучкуются в Facebook или ВК). Формат клубов может быть разный, чаще всего это какие-то еженедельные занятия для детей с организацией чаепития для мам.
2. Во многих хоумскулерских сообществах есть файлы с геоданными или карты – можно поискать соседей и списаться с ними напрямую.
3. Семейные классы. Чаще всего они организованы родителями хоумскулеров, то есть это тоже единомышленники.
4. Хоумскулерские кружки по интересам. Например, в соседнем с нами районе есть увлеченная семья, которая устраивает периодические прогулки в ближайшем лесу, дети изучают природу, учатся ориентированию на местности, знакомятся и общаются.
5. Всевозможные конференции, фестивали, ежегодные премии и другие «тусовки», организаторами которых являются близкие к альтернативному образованию люди. На одной из таких конференций, только планируя домашнее обучение для своего тогда еще дошкольника, я случайно узнала, что моя однокурсница, с которой мы поддерживали отношения после выпуска из университета, тоже учит сына дома, это было приятное совпадение и повод для общения!
6. Можно организовать клуб хоумскулеров своего района собственными силами. Даже если по соседству с вами нет адептов домашнего обучения, наверняка они есть на другом конце города, и вы можете организовать встречи хотя бы раз в месяц на полпути друг к другу. Например, сходить всем вместе в музей, а после посидеть в кафе и пообщаться.
7. Не сбрасывать со счетов родителей школьников. Мне всегда интересно пообщаться с родителями соседских детей — это и общение для меня, и польза с точки зрения того, что я в курсе, что проходят в школе, что там вообще происходит.
8. Как часто встречаться, что делать — это вопрос, который решать только вам. Важно, чтобы такие встречи наполняли силами и вас, и ребенка и были той социализацией, которая дает ресурс двигаться в вашем нелегком деле дальше.