Дисграфия: чек-лист

Приготовила для вас классный инструмент – чек-лист по основным признакам дисграфии. Сылка на скачивание находится вот тут. Он поможет тем мамам школьников, которые подозревают, что что-то не так.


✅По чек-листу нельзя поставить диагноз. Но можно попробовать понять, это уже дисграфия и прям «ой», или вы слишком придираетесь к своему ребенку, и у него все ок. Внутри файла есть рекомендации: что и в какой последовательности нужно сделать в зависимости от суммы набранных баллов.

Чек-лист я придумала не случайно – очень часто ко мне обращаются с вопросами на тему дисграфии. Если вы точно знаете, что у ребенка есть дисграфия – знайте, что она бывает разных видов!

Но обо всем по порядку.

Так получилось, что на прошлой неделе ко мне на консультацию пришли две мамы с похожими историями. В обоих случаях у их детей имели место проблемы с речью, велась работа с логопедом. Но потом в какой-то момент логопеды сказали, что их работа завершена (я не знаю, какие были договоренности о результате, и над чем работали, поэтому давайте считать, что работу они свою выполнили). Но в реальности логопедическую работу нужно было продолжать – возможно, уже с другими специалистами, и это позволило бы избежать проблем в школе с русским языком.
⛔️Итак, дисграфия бывает:
✅Артикуляторно-акустическая. Ребенок неверно выговаривает звуки, путает их, и в итоге пишет так, как ему слышится. (а слышится неправильно, например, «селый волк»)
✅Акустическая. Звуки выговаривает и в устной речи не путает, но акустический образ звука сформирован не окончательно, поэтому Ж может превращаться на письме в Ш, Р в Л и т.д.
✅Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Она случается на почве недоразвития фонематического анализа, характерные ошибки – пропуск или перестановка букв, слитное написание слов.
✅Оптическая. Это частый спутник дислексии – когда зрительный образ буквы не сформирован, и пишем так, как помним (например, зеркально или путая похожие на письме буквы, у и д).
✅Аграмматическая – при недоразвитии грамматического строя речи, как будто русский для ребёнка не родной. («веселый собака», «много деревов», «на столом»)
‼️Хорошая новость – все типы дисграфии поддаются коррекции! 

С точки зрения логопедии, коррекция зависит от вида дисграфии.
🔡При акустической – работаем над дифференциацией звуков в разных слогах, словах, предложениях.
🔡При артикуляционно-акустической – то же, только вначале ставим правильную артикуляцию звуков. Даже если ребенку уже больше 8-9 лет (многие логопеды считают, что после 8 уже поздно, но это не так).
🔡При оптической – работаем над образом букв, над пространственными представлениями.
🔡При дисграфии аграмматической или на почве нарушения языкового анализа и синтеза – над звуко-буквенным, слоговым, морфологическим анализом и синтезом, над грамматическими правилами.
🤔Каждый, кто это читает, наверняка подумал – Катя, а упражнения-то какие? (Как в том анекдоте: «ты не мудри, ты пальцем покажи!!» 🤗)
🆗Специально для вас сделала подборку рабочих тетрадей, которые нравятся мне, я их регулярно использую (листайте карусель и сохраняйте пост в закладки).
‼️Что еще важно:
Дисграфик, обучающийся в массовой школе, как правило, сильно страдает от заниженной самооценки (в подростковом возрасте это может вылиться в разные поведенческие проблемы). Неплохо поговорить с учителем (может быть, с помощью школьного логопеда и психолога), объяснить ситуацию, попросить изменить критерии оценки (не оценивать за аккуратность письма, например), давать дополнительные индивидуальные задания, разрешить пользоваться подсказками.