Какой учитель в школе эффективнее?

Я в последнее время много защищаю отстающих в учебе детей. Сегодня у меня еще одно буквально-таки озарение по этой теме – оказывается, учителя этих самых отстающих детей в таком же бедственном положении.

Вы знаете, что принимается во внимание при аттестации учителя? “Результатами работы московских педагогов являются, прежде всего, положительная динамика образовательных результатов учащихся, их победы и призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников, чемпионатах WorldSkills, JuniorSkills, «Абилимпикс», Московской международной олимпиаде и др.” – это из интервью начальника отдела Московского центра качества образования. (https://mcko.ru/articles/778)

Чем лучше учатся дети, тем, значит, лучше учитель. С точки зрения элементарной логики с этим KPI вроде бы все в порядке.

Но школа – это в первую очередь некое общественное заведение, в котором дети получают знания. Знания получают вообще все дети. И из социально не очень благополучных семей, и из семей, где образование не ставится на первое место (отучился 9 классов – и хорошо), и просто средние дети, “не семи пядей во лбу”, у которых нет природных данных быть отличником-олимпиадником, и “особые” дети, и дети-инвалиды тоже.

На самом деле так ли много заслуги учителей в том, что тот или иной ребенок – одаренный и яркий? Чаще всего это природные данные + заслуга родителей + строгая дисциплина, привитая в семье. И уж точно могу сказать, что учить таких ярких детей – санаторий и отдых для души для кого угодно.

И получается вот что: учителя “сложных” классов, которые на самом деле-то пашут не покладая рук и вытягивают совершенно безнадежных детей в хорошисты – они как бы априори по этой логике хуже. Когда половина класса поступила в хороший вуз – это “положительная динамика”, а когда хулиган Вася, у которого отец пьет и бьет его, перестал прогуливать уроки литературы и впервые в жизни написал сочинение – это не очень понятно что. Хотя именно этим-то учителям и нужно ставить памятник.

А получается, что “успешный учитель” – это тот, кто подсуетился и сформировал “благополучный” класс, так что ли?