О похвале в школьные годы и самооценке

В моем школьном прошлом единственным предметом, по которому у меня никогда не было четверок и вообще вопросов, была литература. К русскому я относилась более чем прохладно (я не помню ни одного правила и пишу интуитивно, запятые проставляю вообще где мне покажется уместным))).

Так вот, литература была любимым предметом, и учитель ни секунды не удивился, когда я ушла в журналистику (хотя для меня самой это было в 2000 году, мягко скажем, “внезапно”).

И вот, как это часто бывает, обломы начались, когда мы начали готовиться к поступлению. В МГУ тогда первый экзамен был – сочинение. Оказалось, что как я не стараюсь, написать сочинение больше чем на 4 я не способна. Обиднее всего было то, что преподавательница мне очень-очень нравилась, и я из кожи вон лезла, чтобы ее как-то удивить. И все равно получала шелчком по носу четверки и исчерканные красной ручкой тетради. (по-моему, там даже тройки были, у меня до сих пор тетрадь сохранилась где-то на даче)

Может быть, это пресловутая фишка МГУ – “на вступительном сочинении никто не получает отлично”. Я никогда не понимала, почему никто не получает отлично?? Как такое может быть вообще?

Прошло 10 лет, и эта преподавательница оказалась школьным учителем моей сестры. И, когда она только пришла, узнала фамилию и обрадовалась – ага, мол, была у меня такая когда-то, такая прям замечательная, такая умничка, талант и т.д. Я когда это услышала, сильно удивилась. Для меня это был преподаватель, который во мне на несколько лет зародил сильное сомнение в том, что я  вообще могу складно писать. А она меня, оказывается, запомнила, как замечательную ученицу?!

К чему я все это пишу. Иногда принято считать, что любой опыт – хороший, а опыт с преодолением – вообще лучшее, что может произойти с человеком. В моей жизни было очень много страниц с преодолением разных вещей, и я могу точно сказать – многие из этих вещей (и эпизод с литературой точно) сильно сказались на моей самооценке. Наверное, учитель или начальник должен всегда говорить ученику или подчиненному о том, что он хорош, если он действительно хорош. А не прятать свое удовлетворение успехами подопечного за маской “ты вечный лох, тебе еще работать и работать”.