Общие трудности у детей с особенностями развития

Сегодня хочу вам рассказать о проблемах, которые возникают у всех без исключения детей с особенностями развития. Этакие «общие симптомы». Понятно, что специфические недостатки у детей с ДЦП, РАС, СДВГ, умственной отсталостью – будут разные. Но есть кое-что общее, что их всех объединяет и отличает от детей, развивающихся по нормативам.

  • Замедленное восприятие. Нужно чуть больше времени, чтобы ответить на вопрос, среагировать на что-то.Ограничения моторики. Степень нарушений может быть очень легкая – например, в начальной школе не может скатать из пластилина ровного колобка или вырезать ножницами по прямой.
  • Недостатки речевого развития. Я еще не видела ни одного ребенка с особенностями, у которого речевое развитие происходило четко в срок и «как положено». И это не всегда проблема произношения звуков – может быть нарушение логики речи, неправильнон использование слов («на» вместо «под», и тд), непонимание текста, неумение пересказать, более поздний, чем у сверстников, запуск речи, дислексия и дисграфия.
  • Недостатки развития мыслительной деятельности. Логика нарушена, выводы совсем не те, что должны быть, нужно дважды (а то и сто раз) повторить, чтобы стало понятно.
  • Пробелы в знаниях – как следствие из вышеперечисленного. С «неформатными» детьми сложно расслабиться: даже если кажется, что вы, как мама или как педагог учли все нюансы, обязательно будет вводная, которую вы упустите из виду, и она потом даст о себе знать. Кстати, очень частая история с неформатными детьми – вчера вы подробно разобрали тему дома, ребенок прекрасно в ней ориентировался, а с утра написал контрольную на два, потому что все забыл. Нормальная история. Расскажите, какие «симптомы» из перечисленных есть у вашего неформатного ребенка?