Домашнее обучение детей – спланированная свобода

Сегодня многие родители выбирают домашнее обучение для своих детей, и если верить статистике, число их медленно, но верно растет. Причины для этого могут быть разные: нет рядом хорошей школы, особенности развития ребенка (опережает сверстников или, наоборот, отстает), интересы ребенка (спортивные секции или хобби, которые требуют большой вовлеченности) или родителей (частые переезды, например).

Есть разные юридически принятые формы обучения детей дома, так что давайте договоримся, что здесь и дальше под «домашним обучением» я буду иметь в виду процесс, внутри которого вы полностью несете ответственность за то, как и какие знания получает ваш ребенок. Вы можете обучать его дома самостоятельно, можете нанять репетиторов, водить в семейный класс по соседству, но окончательная ответственность за то, как ваш ребенок усвоит школьную программу и пройдет промежуточную аттестацию, лежит не на школе и учителе, а на вас.

 

С одной стороны, это большая ответственность.

С другой – огромная свобода. Не нужно поднимать ребенка рано утром и уговаривать ни свет ни заря идти в школу. Не нужно ходить на родительские собрания, подстраиваться под расписание уроков, отпрашиваться из школы, если в городе идет интересная выставка. Многие хоумскулеры хвастаются тем, что их дети учатся только пару дней в неделю и успевают пройти весь школьный материал по одному предмету за считанные недели (в начальной школе это действительно возможно, об этом мы поговорим отдельно).

 

Скажу честно, сперва эта свобода опьяняет (помните, как в детстве: «Ура, уроки отменили!»).

 

Можно ведь действительно делать все, что вздумается! Однако мудрые и опытные коллеги говорят следующее:

«Хоумскулинг – это хорошо спланированная свобода!»

Эти слова принадлежат Алексею Семенычеву, многодетному отцу и автору нескольких книг о домашнем обучении. В своих книгах Семенычев уделяет тайм-менеджменту семейного образования особую роль, рекомендует планировать день, неделю, месяц и год, учитывая все занятия с репетиторами и онлайн-уроки, кружки и даже свободное время, и обязательно обсуждать этот план с учеником.

«Есть режим, и он – путь к достижению цели. Его соблюдение – обязательно!», – пишет Алексей Семенычев в книге «Педагогика дилетантов. Как учить детей дома и не сойти с ума».

И тут, конечно, возникает вопрос: а как именно планировать?

Где и как все эти планы записывать? Расскажу о том, что пробовала я:

  • Поурочный план на год.

Некий шаблон поурочного плана нам дали в школе, к которой мы прикреплены, и на его основе я расписала то, что мы можем делать каждую неделю (я подошла к вопросу серьезно и расписала все вплоть до страниц в учебнике и в рабочих тетрадях). Этот план у нас не прижился – было слишком много факторов, которые я не учла (заболели, уехали в отпуск или на дачу, не учли праздники и каникулы, надолго застряли на какой-то теме). Что прижилось: список тем, которые ребенку необходимо знать к концу года, и прикидка, когда примерно эти темы могут быть пройдены.

  • Тематическое погружение.

Есть педагогические методы (например, вальдорфский), где дети не изучают предметы, а погружаются в ту или иную тему и, только изучив ее вдоль и поперек, переходят к следующей. Нам этот вид планирования не очень подошел (ребенок забывал то, что проходил месяц назад), но кое-что я из него взяла, например, то, что если какая-то тема особенно интересна, на ее изучение обязательно стоит уделить больше времени.

  • Годовой круг.

Звучит романтично, но в реальности подстраивать свои планы под время года оказалось очень даже полезно! Во-первых, нужно понимать, что чем хуже погода (с поздней осени до конца марта), тем больше реальной возможности заниматься с удвоенной силой – не заманите вы за парту ребенка в погожие дни «бабьего лета» или поздней весны, и это лучше принимать и учитывать, чем пытаться переломить. Во-вторых, многие праздники диктуют «тематическое погружение» (см. предыдущий пункт) – к Рождеству и Пасхе хочется вчитаться с детьми в Библию и обсудить описанные в ней события, к майским праздникам – поговорить об истории страны, а в дни солнцестояний – лишний раз вспомнить о солнечной системе и месте нашей планеты в ней. Эти и многие другие темы вполне можно планировать в привязке к сезону и датам.

  • Цели на неделю.

Это то, что на текущий момент помогает мне больше всего. Я отталкиваюсь от нескольких направлений: какие темы хотелось бы изучить по школьным предметам, что посмотреть (обычно мы смотрим какое-то обучающее кино) и куда сходить (музей, выставка, концерт).

Итак, что самое важное в планировании учебного процесса?

Первое – обязательное наличие удобного для мамы и ребенка учебного плана, второе – умение проявлять гибкость и видеть, где и когда можно «поднажать», а где лучше отпустить вожжи и следовать за желаниями ребенка.

«Я во многом опираюсь на желания ребенка, а он с утра то за русский берется, то за окружающий мир, то вдруг решает примеры», – рассказывает о своем опыте многодетная мама и блогер Наталья Пузенкова.

Наталья считает, что обязательно нужно планировать перечень ближайших тем, все вопросы по аттестациям, to-do списки на неделю, но с гибким графиком, фокус месяца, примерный срок сдачи аттестаций.

«Так я смогу сделать наши дни более разнообразными и не забывать, например, о музыке – да, вопросы в первом классе легкие, но все равно надо до экзамена прослушать несколько опер, посмотреть балет, изучить инструменты – лучше, если распределить эти виды деятельности в недельной канве», – уверена Наталья Пузенкова.

Если у вас уже есть опыт планирования домашнего обучения вашего ребенка, мне было бы очень интересно узнать, что вы пробовали и что помогло больше всего!

А еще я хочу поделиться своим листом планирования на день:

Оригинал текста опубликован на сайте Flymama.info