Как мотивировать ребенка к самостоятельному планированию и обучению

В начальной школе, конечно же, за вопрос планирования учебного процесса отвечают родители и учителя. Но огромный подарок, который может сделать каждая мама своему ребенку (неважно, идет речь о школьнике или о ребенке на домашнем обучении) – научить его планировать свое время и силы самостоятельно.

Расскажу о том, как это происходило у нас.

Первым делом я купила большую доску и набор разноцветных фломастеров.

Дети в младших классах лучше воспринимают информацию, если буквы большие и разноцветные. Начали мы с того, что планировали количество и содержание уроков. Например, сегодня мы сделаем русский, математику и окружающий мир. По русскому будут прописи и задания из рабочей тетради. По математике – задачки из любимой тетради «Необычная математика». А по окружающему миру посмотрим два урока на обучающем  сайте . Все это ребенок записывает на доске сам (это важно!) и по мере продвижения учебы подходит к доске свериться с планом.

Второй шаг – схемы.

Образы запоминаются лучше, стало быть, мы рисовали схему действия по разным ситуациям. Например, «как собрать сумку на плавание». Что проверить, что подготовить с вечера, в какой последовательности уложить в сумку.

Третьим шагом было знакомство с картами ума.

Поначалу мы их рисовали на той же доске, что и планы, а потом стали рисовать на отдельных листочках. Конечно, рисовали очень простые карты, «детские». Например, одна из таких «карт» называется «Когда можно пользоваться мобильным телефоном» (я ограничиваю использование гаджетов, поэтому такие правила были важны). Сначала, на первом уровне, перечисляем варианты использования: игра, музыка, общение, видео. На втором – разбивку по времени (например, под графой “общение” – писать смс-ки любимой тете можно вечером, а под графой “видео” – смотреть обучающие видео на Youtube можно 15 минут дважды в неделю).

Четвертый шаг – карточки для запоминания.

Этот прием я подсмотрела в книге Эрин о’Брайан «Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться». Эрин предлагает вообще все учебные материалы учить детей «конспектировать» на карточках. У нас пока таким образом конспектируются материалы по наиболее трудным предметам (например, грамматика русского языка). Но это помогает, во-первых, частично информация запоминается уже на уровне подготовки карточки, во-вторых, ребенок подглядывает в трудный момент в такую карточку и закрепляет материал. Для этих целей мы используем белый картон и яркие фломастеры.

Плюсы планирования для нашей семьи оказались очевидными: даже в дни, когда ребенку очень хочется поныть и ничего не делать (а такие дни периодически случаются даже у самых мотивированных детей!), план, построенный им самим, позволял сделать хоть что-то. А дополнительные помощники (майндмапы, схемы, карточки) стимулировали к тому, чтобы ориентироваться в собственном плане было проще. Ведь одно дело, если мама что-то там решила и спустила это решение «сверху», и совсем другое – если ребенок принял все решения сам. Он взрослый, он сам решил – а раз решил, надо делать.

 

Оригинал текста опубликован на сайте Flymama.info