Проблемы с чтением и письмом при СДВГ: диагностика и коррекция

Говорят, что детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сейчас становится все больше. Если лет 20 назад врачи называли цифру примерно в 10% от всех детей, то есть в каждом классе были 1-2 человека с СДВГ, то уже сейчас поговаривают о цифрах до 20%. В США есть статистика по детям, которые принимают препараты от СДВГ - в некоторых штатах это больше 50% детей.

Это те самые “неудобные” дети в классе - с одной стороны, они “плохо” себя ведут (часто отвлекаются), с другой - очень неравномерно учатся (например, могут быть хороши в математике и безнадежны в русском).

Достаточно часто дети с этим диагнозом сталкиваются с такими проблемами, как дислексия (трудности с чтением), дисграфия (трудности с письмом и умение сделать 5 ошибок в слове из 4 букв), дискалькулия (трудности с арифметикой - например, я страдала легкой формой этого недуга - будучи отличницей, до старших классов делала ошибки в заданиях типа 3 умножить на 3 - путала знаки умножения и сложения, и только из-за таких “глупых” ошибок у меня нет золотой медали, хотя могла бы быть).

Еще есть апраксия, у сдвг-шек она тоже встречается, хотя считается больше недугом аутистов и людей с серьезными отставаниями в развитии - когда ребенок не может повторить какие-то элементарные движения.

Не знаю, как в других странах, в США для ребенка с диагнозом СДВГ положен тьютор (наставник, который помогает разобраться со школьными заданиями, вовремя выполнять домашку и вообще всеми способами упрощает жизнь). И специальные программы, помогающие обучать детей письму и чтению. Очень много информации от хоумскулеров, которые обучают дислексиков дома - например, есть целые блоги, посвященные вопросам домашнего обучения дислексиков!!

Россия находится пока что на очень низкой ступени осознания проблемы. У меня есть ощущение, что под “СДВГ” сейчас подразумевают любые отставания в развитии мозга при полной сохранности интеллекта (то есть нет органических повреждений мозга). Опять же, как мне кажется, каждый случай СДВГ особенный - точно так же как в аутизме нет общего для всех списка проблем, каждый аутенок - уникален, так же и сдвг-шки отличаются друг от друга, кто-то потяжелее и имеет достаточно много проблем с учебой и поведением и нуждается в серьезных препаратах, кто-то - совсем с виду “нормальный”, просто странно “тупит” на тех вещах, которые сверстники освоили пару лет назад.

Большинство неврологов лепят диагноз СДВГ везде, где им что-то не понравилось. Я вообще не советую идти к неврологу для того, чтобы получать какие-либо назначения при СДВГ - набор всегда стандартный (магне Б6, атаракс, пантогам), и не помогающий (можно “заглушить” гиперактивность и сильные эмоциональные реакции, но проблема останется). То есть к неврологу идти можно только за проверкой, нет ли серьезных нарушений мозга, ну и на ежегодные приемы, как положено.

Отдельная песня - это неврологи и дефектологи, которые не видят ничего страшного. Ну то есть с одной стороны врач, успокаивающий материнскую тревожность - это благо. Но врач, который на очевидные нарушения успокаивает - от такого лучше бежать, сверкая пятками, в Москве сейчас, увы, таких очень много. “Ну не говорит в 3,5 года - ну заговорит рано или поздно, чего вы, мамочка, волнуетесь!!”

На самом деле чем раньше обнаружена проблема (не говорит, говорит очень плохо, запоминает огромные куски текста но не может запомнить первую букву алфавита, очень сильные эмоциональные реакции, не может сам одеться, есть очевидные проблемы с поведением и тд) - тем проще к более взрослому возрасту получить ребенка, мало чем отличающегося от сверстников!!

Если нарушений мозга нет, а ребенок все равно не учится писать и читать - это к нейропсихологу.

Что делает нейропсихолог - для начала он диагностирует. Есть специальные тесты, с помощью которых определяется, где и в каких отделах мозга идет отставание. То есть чаще всего мозг сдвг-шки - это как бы созревающее яблоко, где-то уже все ок, а где-то - “зеленые” зоны. Дозреют они или нет - зависит от тяжести случая, но часто прогноз хороший, большинство выпускников с СДВГ способны встроиться в социум и достичь в целом тех же вершин, что и их одноклассники.

Что можно делать с нейропсихологом, когда диагноз поставлен? Всевозможные упражнения, тренирующие мозг. То есть фактически нейропсихолог - это разновидность логопеда и дефектолога, только он “возводит мостики” между разными частями мозга и подстегивает их к развитию. Мы занимались с нейропсихологом почти 2 года, и это дало огромный результат - улучшилась речь, ребенок стал спокойнее, наметился прогресс там, где его и впомине не было. В первые месяцы было очень тяжело - во-первых, приходилось ездить через весь город (мест, где есть хорошие нейропсихологи, в Москве пересчитать по пальцам). Во-вторых, очень сильно истощался и уставал ребенок - я думаю, что после каждого занятия у него в голове происходили такие “взрывы”, что ох. Ну и в-третьих, я ездила с младшим в слинге - на электричке, на метро, и это каждый раз был квест. Но это того стоило.

Минусы нейропсихолога - дорого. Московские расценки двухлетней давности - 2000 руб за занятие (сейчас, возможно, дороже). Мы занимались дважды в неделю, в более серьезных случаях нужно 3 раза. Еще один минус - довольно плотная запись, потому что нейропсихолог - едва ли не обязательный пункт реабилитации деток с аутизмом и тяжелыми нарушениями. Отсюда еще один минус - часто в соседней комнате кто-то вопит, бьется головой о стену и устраивает истерику. Для высокочувствительных СДВГ-шек это очень серьезный фактор отвлечения. Так что если есть свободные деньги - лучше ищите нейропсихолога с возможностью приходить домой.

Плюсы - регресс во время занятий если и происходит, то по типу “кризиса”, то есть шаг назад - два-три шага вперед. Это очень пугает в первые месяцы, но потом уже спокойно говоришь: “Ребенок сейчас в кризисе, все ок, это пройдет”. После отмены занятий нет “отката”. Если нужные связи в голове установлены - это навсегда (ну, ок, пока не настигнет старческий маразм)))). Очень серьезный плюс - когда “вдруг” случается прогресс в бытовых вещах, типа - вот вчера еще была целая история застегнуть пуговицы (это в 5-то лет!!), а вот мы взяли и даже шнурки стали шнуровать.

Что делать, если денег нет от слова совсем, а с проблемой что-то делать надо? Открываем Youtube и ищем по ключевым словам: дислексия, нейропсихолог, упражнения. Делаем каждый день.

Нужно ли идти к психиатру? Чаще всего хотя бы разок сходить нужно. Зачем - исключить аутизм и поражения мозга, которые проморгал невролог. Как я писала выше - у аутизма и СДВГ очень много разновидностей, в интернете есть даже таблички, по которым можно понять, что именно у ребенка. Но окончательный вердикт выносит все же врач под названием “психиатр” (не невролог!! этот в аутизме ничего не понимает, не верьте ему).

Нужен ли логопед, если у ребенка есть проблемы с речью? Здесь у меня нет однозначного ответа. С одной стороны, иногда кажется, что есть результат, и логопед “помогает”. С другой - есть ощущение, что логопед в случае с сдвг-шным ребенком просто ждет, когда наступит тот чудесный момент, когда звуки встанут “сами” (мы же помним, что СДВГ - это неравномерное развитие и созревание мозга, то есть чаще всего рано или поздно ребенок “дозреет” до всего сам). По крайней мере, у нас примерно так и было.

Есть еще такая проблема, что от сдвг-шных детей логопеды отказываются. Звучит абсурдно, но два логопеда отказались с нами заниматься. Я это очень болезненно восприняла (ну как это так, с ребенком отказывается заниматься ло-го-пед!!! человек, который должен работать с проблемами, говорит - да ну вас нафиг с вашими проблемами, они какие-то слишком проблемные), но одной из них благодарна, потому что она как раз-таки рекомендовала идти к нейропсихологу, что нам очень помогло.

В следующий раз я расскажу об уровне осознания проблемы СДВГ в общеобразовательных учреждениях.