Проблемы с чтением и письмом при СДВГ: как их решают западные педагоги и родители

Как я уже писала в предыдущем материале, в США ребенок с диагнозом СДВГ имеет статус “особого” ребенка – ему положена помощь в школе, есть специальные учебные планы для таких детей, и т.д. и т.п. Есть ресурсы по домашнему обучению, которые подробно рассказывают о том, как учиться, если у ребенка есть дислексия или дискалькулия. Кстати, я собираюсь их изучить поподробнее, когда придет время заниматься английским – во всех российских школах он является обязательным предметом, и опыт американских родителей может быть весьма полезен.

Есть специальные приспособления для чтения – например, прозрачные линейки, которые закрывают все, кроме нужной строки в тексте (легко ищется на Amazon по словам dyslexia), или карточки со словами, написанными “объемными” буквами, нечто похожее используется в России в монтессори-методиках, когда буквы сперва “пишут” в песке или муке, а потом обводят пальцем букву, вырезанную из бархатного картона, например.

Очень много книг, рассказывающих о том, как обустроить учебный процесс ребенка с дислексией и дисграфией. Много “напоминаний” родителям о том, какую важную роль при СДВГ и связанных с ним проблемах обучения играет правильное питание, физическая активность и длительные прогулки.

Однако, то, что меня поразило больше всего – это вовсе не обилие пособий и учебных материалов, а отношение к дислексикам. Почти на всех ресурсах, которые я читала, был совет – не пытайтесь овладеть идеальными навыками чтения или письма (все равно не овладеете). Вместо этого сконцентрируйтесь на том, что у ребенка получается хорошо (кстати, этот совет часто дают опытные российские хоумскулеры). А самое главное – повышайте уверенность ребенка в себе! Рассказывайте ему о том, кто из знаменитостей страдает от дислексии или дисграфии, и это не помешало ему или ей стать уважаемым и успешным человеком.

Кстати, списки знаменитостей с дислексией впечатляют – это и Кира Найтли с Томом Крузом (теперь, кажется, мне понятно, почему он сайентолог))))), и Джейми Оливер (он прочитал первую книгу в 38 лет!!!), и Ричард Бренсон (да, тот самый миллиардер), актриса Вупи Голдберг, певица Шер, Стивен Спилберг. Погуглите, таких списков много, вот один из них. Американцы справедливо считают, что даже если ваш ребенок не достигнет таких высот (к сожалению, вопреки мифам, гениев среди СДВГшек и аутистов не так уж и много), то он как минимум может быть уверен в своих силах и не чувствовать себя лузером среди детей, которые читают бойко и пишут без ошибок.

 

И еще одна важная вещь, о которой говорят в отношении домашнего образования и детей с дислексией – благоприятная домашняя среда, которую очень сложно создать в школе, способна творить чудеса. Отсутствие насмешек от одноклассников, отсутствие оценок и конкурентной среды (конкуренция СДВГшек не стимулирует), высокая мотивация и желание учиться – все это может очень сильно помочь ребенку. И пусть этот ребенок научится сносно читать не в 6 или 7 лет, а в 9-10. (среди дислексиков такое “опоздание” не редкость). В конце концов, кто вспомнит через 10 лет, во сколько лет и какими трудами человек учился читать и писать?