Программа обучения или индивидуальный образовательный маршрут?

Родители первоклассников сталкиваются с выбором программы обучения еще до наступления 1 сентября – Моро или Петерсон, Канакина или Рамзаева, “Перспектива” или “Школа России”. Удивительно, что родители, выбирающие для своих детей альтернативное образование, тоже порой оказываются вовлеченными в этот бессмысленный спор.

Мое искреннее убеждение –  нет смысла привязываться к определенной системе, если есть возможность этого избежать (а на домашнем обучении эта возможность есть). Моро или Петерсон, Гейдман или Пчёлко – все они разными дорожками идут к одной цели (Петерсон, правда, иногда по витиеватой траектории летит к цели по небу, но многим это нравится). Цель эта – обучить ребенка базовым навыкам (в случае с перечисленными авторами – математическим). “Тонким перышком в тетрадь буквы разные писать, вычитать и умножать, малышей не обижать”)))

В российской системе образования все эти базовые навыки, с которыми ребенок должен закончить начальную школу, перечислены в рамках ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Именно ФГОС определяет, что должен уметь ребенок в определенном возрасте, и задача родителей и школы – обеспечить ребенку эти умения.

Одна из ценностей хоумскулинга – возможность выбирать темп и глубину изучения предмета. Я называю это “индивидуальный образовательный маршрут” (возможно, есть какие-то более общепринятые названия).

Как выглядит наш “образовательный маршрут”? В начале года я изучаю ФГОС-ы по разным предметам. Потом составляю списки по четвертям (это можно сделать, изучив поурочные планы, которые выложены в интернете). И уже потом планирую наши учебные недели. Выучили темы быстро – отлично, значит, у нас будет время сделать что-то интересное сверх программы. Порешать побольше головоломок, поиграть в игры, да и просто отдохнуть (материал лучше усваивается, когда есть время его обмозговать в спокойной обстановке. 😉

В нашем учебном процессе я использую все, что попадается под руку и покажется разумным. Например, по русскому языку у меня есть три рабочие тетради из двух разных разных методик обучения (две из “Школы России”, одна – к учебнику Рамзаевой), и еще две тетради из серии “головоломки” и “внешкольные задания” (хороший выбор у издательства Clever, в частности у известных всем авторов Узоровой и Нефедовой). В каждом пособии все обязательные темы даются немного по-разному, ребенок не успевает привыкнуть к однообразию, и это, как мне кажется – большой плюс.

А еще мы часто смотрим видеоуроки (“инфоурок” и “интернетурок”). И играем в настольные игры (у одной “банды умников” уйма игр, помогающих в освоении школьной программы).

Сейчас многие родители критикуют ФГОС, стараются идти быстрее программы. Но прелесть начальной школы именно в том, чтобы вдоволь оттоптаться на базовых темах, и не уходить вперед с еле заметными пробелами (которые обязательно аукнутся в средней школе).

В этом мне тоже помогает индивидуальный образовательный маршрут. Например, еще две недели назад мой сын плохо понимал, как определять главные члены предложения. Скажем, в школе поставили бы за его умения “твердую тройку”. Ее мы мысленно и поставили, вместе с галочкой о том, что эта тема пройдена. Дальше мы не стали стоять на месте, взяли новые темы. Но время от времени возвращались к подлежащим и сказуемым (ведь по ним у нас воображаемая “тройка”, а это значит, что материал пройден недостаточно глубоко). Долбили камень по капле. И камень-таки продолбился!! Вчера у ребенка получилось выполнить задание по поиску главных членов предложения без подсказок и без ошибок. В школе за это точно поставили бы “отлично”. И мы обязательно будем возвращаться к этой теме еще и еще. Для закрепления материала.