Высшее образование: кто делает выбор?

Сегодня размышляла на тему “почему подросток и юноша могут прогуливать колледж/вуз”, и вспомнила вот такую историю о себе.

Я поступила в ИСАА при МГУ в 1996 году, мне было 17 лет. И почти весь первый курс я злостно прогуливала пары. Я была уверена в себе – все предметы были фактически повторением того, что я уже знала, включая японский (я жила в Японии, и уровень японского на 1 курсе мне был неинтересен). Меня вывозило то, что я умная, и действительно в те времена была способна перед экзаменом подготовиться и сдать на отлично. Некоторые преподы пытались “валить” на темах, которые были только на парах. Но я все равно сдавала предметы на 4 и 5, закатывала глаза и говорила “Хха!” В общем, я была той еще заносчивой дурой в 17 лет))).

Потом все устаканилось, и я потихоньку пришла в себя, стала регулярно ходить на пары. А к четвертому курсу была полноценным ботаником, смотревшим с обожанием на самых интересных преподавателей.Мне тогда казалось, что это “вкус свободы”. Можно тусить с 4-м курсом (какие они взрослые и клевые!!), можно совершенно официально пить, курить, “делать все, что захочется”. А еще был такой тяжелый год поступления – сплошные репетиторы, сплошные попытки понять логику экзаменаторов (это вам не ЕГЭ вызубрить, намного сложнее). И потом, когда я пыталась отрефлексировать, “А что это вообще такое было?!” – мне казалось, что просто разжалась пружина, и организм требовал не продолжения учебы, а расслабона.И только сегодня я поняла, что это был мой личный, очень умело завуалированный бунт про то, что ИСАА был выбором, СДЕЛАННЫМ РОДИТЕЛЯМИ ЗА МЕНЯ.

Причем, дважды – первый раз, когда мне в 9 классе сказали: «никакой юриспруденции», и второй раз в конце 11-го класса, когда на семейном совете «мы подумали и родители решили», что я буду поступать на истфак, а не на социально-экономический, потому что вдруг я там не сдам математику на хороший балл (хотя я готовилась два года), и не получу японский.

Я долго носила эту обиду в себе и только несколько лет назад смогла взять ответственность на себя и перестать винить родителей за этот выбор. В конце концов, я могла настоять, что я столько времени готовилась – и буду поступать на направление, которое мне интереснее. Я могла перевестись в процессе учебы, если уж мне так хотелось – это было возможно. Но я этого не сделала – значит, родители были в целом ни при чем.

Ну и в итоге винить родителей, анализируя то, что происходило после поступления, мне было не за что: жизнь и карьера достаточно хорошо сложились (первое время я все равно ушла в финансовую журналистику, которая была абсолютно не про журналистику, а про экономическую аналитику), от учебы в вузе я получила огромное удовольствие, еще годик пожила в Японии, и это тоже было прекрасно.

Ну и главное – сокурсники, которые до сих пор где-то рядом, а если не рядом, то в поле зрения и с ощущением, что «можно созвониться через полгода, и снова будет о чем поговорить».

Но вот это понимание, что мое наплевательское и заносчивое отношение к дисциплинам первого курса, на которые не было ни морального, ни физического желания ходить – прямое следствие того, что решили ЗА меня, мне пришло только сегодня. Хотя это такой очевидный кусочек паззла.

И вот мне кажется, что родителям, которые «подталкивают» ребенка к выбору вуза, нужно быть к этому готовым. К тому, что ребенок (возможно, не осознавая причины) будет любым способом избегать учебы, которую ему навязали. Что думаете?