Первоклассник на домашем обучении и "окружающий мир"

В школьной программе есть такой загадочный для меня предмет - Окружающий мир. Загадочный потому, что в моем детстве было Природоведение, и с ним было максимально все понятно: наблюдаем за природой, ведем дневник наблюдений. Все то, что нормальный ребенок в детстве и так делает.

Что сейчас входит в “Окружающий мир” - обрывки знаний о том, что нас окружает. От солнечной системы и до базовых правил ПДД. Некий винегрет фактов, который никак не систематизирован. По крайней мере, именно такое ощущение у меня было от учебника Плешакова (в нашей школе предмет рекомендуют изучать по этому учебнику). Прошли тему “что у меня под ногами” (спойлер: камни), тут же переключились на планеты, а на подходе уже и насекомые. А между делом - “что общего у разных национальностей в России”. Учитывая то, что предмет этот дается в школе в ограниченном объеме и точно не преподается ежедневно - что к концу такой программы усвоит ребенок? Правильно - ничего!

Есть учебник по Окружающему миру, который хвалят чуть больше Плешакова - его автор Анатолий Гин, автор ТРИЗ-педагогики (теория решения изобретательных задач). Периодически мы его открывали и “проходили” пару уроков. Что значит проходили: в учебнике Гина уроки построены так, что можно обсудить темы (много наводящих и развивающих вопросов - собственно, то, на чем строится ТРИЗ для детей более старшего возраста), порассматривать картинки, повеселиться (в учебнике есть три персонажа - кот, пес и учительница, они иногда в меру дозволенного шутят и развлекают малышей).

Если сравнивать с Плешаковым - Гин интереснее. Однако, в целом учебник Гина тоже не дает каких-либо четких и систематизированных знаний, то есть сказать, что учиться нужно именно по нему, я не могу. Имея на руках еще один учебник по ОМ (программа “Гармония”, которую не очень-то жалуют родители), я могу сказать, что наверное это просто такой предмет, по которому сложно написать толковый и интересный учебник.

Почему тогда все первоклассники нормально сдают этот самый “Окружающий мир”? Потому что программа первого класса в целом подразумевает такие знания, которые есть у каждого ребенка, если только он не провел первые годы жизни взаперти где-нибудь в подвале, в полном отрыве от реальной жизни. Что делают нормальные дети? Они гуляют - то есть они видят, что происходит с природой в течение года. Многие дети участвуют в садово-огородных делах родителей (мои весной решают, что и куда посадить на даче), ходят на рыбалку, в лес по ягоды и грибы, особо пытливые препарируют гусениц и бабочек. Весь этот массив и составляет то, что нужно выучить, чтобы сдать контрольные по предмету.

Я отчаялась системно подойти к этому предмету уже где-то в середине октября, поэтому решила, что буду делать упор на основных предметах (математика и русский), а ОМ - ну, как-нибудь сдадим. На всякий случай давала Феде смотреть уроки из “Интернет-урока” (мы быстро закончили программу первого класса и перешли ко второму - оказалось, что проходить будут все примерно то же самое) и “Шишкину школу” (короткие ролики на разные темы о природе). Федя не особо радовался этим занятиям и периодически ныл, что все это очень скучно.

Зачем мне это было нужно? Я надеялась, что это даст некое понимание, что потребуется при сдаче предмета на аттестации в школе - и не прогадала, пробную аттестацию в начале апреля Федя написал, не особо задумываясь над вопросами. (на всякий случай напомню, что Федя - не отличник!) Надеюсь, с основной тоже проблем не будет.