Подводные камни "семейных школ" - о чем не напишут на сайте школы

Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, о чем не пишут на сайтах семейных школ (но о том, что было бы неплохо знать).

Выбор формы обучения для старшего ребенка был для меня одним из самых сложных моментов прошлой весны и лета. Возможно, вы, как и я, находитесь в раздумьях, и приглядываетесь к так называемым “семейным школам”, которых в последнее время в московском регионе расплодилось как грибов, и этот текст чем-то поможет вам с выбором.

 

1. В какой форме обучаемся?

Как я уже писала, мой сын учится на заочной форме обучения. Что это такое - мы прикреплены к школе, у которой есть все необходимые лицензии, официальный статус ученика школы, личное дело лежит в школе, есть электронный дневник на портале госуслуг, ну то есть вот это все, что есть у других первоклассников. Для меня по личным причинам было важно оставаться “в системе”. Хотя теоретически из системы можно и выйти - уйти на “семейное обучение”, когда нет прикрепления к какой-либо из школ, вы сами выбираете программу, по которой учитесь, и темп, в котором осваиваете предметы.

Что важно понимать, когда речь идет об альтернативной школе. В какой форме происходит обучение?

- У школы есть лицензия на образование?

- Школа договорилась с какой-то общеобразовательной школой, и прикрепляет учеников к “контингенту”, то есть внутри альтернативной школы обучение идет по тому порядку, в котором договорились родители в самом начале (например, по какой-нибудь экзотической обучающей системе), а в конце года дети сдают ВПР по ФГОС? (проверочные работы по общим стандартам обучения - то есть ребенок в конце года должен уметь делать все то, что, по мнению Министерства образования должны делать его сверстники)

- Школа вообще ни с кем не договаривалась, и вы отвечаете за форму образования своего ребенка сами. Достаточно распространенный вариант, вполне имеющий законные основания, но в некоторых случаях неудобный для родителей (нужно иметь отношения с каким-то еще учебным заведением помимо “семейной школы”)

2. Где будем учиться?

Любое помещение общеобразовательного учреждения находится по конкретному адресу, регулируется кучей СНИПов и может подвергнуться проверке. Это нудно, но в конце концов, это залог здоровья и безопасности детей.

Многие альтернативные школы, бросая в интернете клич о наборе класса в сентябре, мямлят что-то непонятное, когда спрашивают о помещении. Многие базируются вообще дома (в квартире или в доме в частном секторе). Особенно тщательно обстановку нужно проверять аллергикам - кошки, ковры, хомячки, об этом на сайте не напишут. Подробно расспрашивать про питание - может быть заявлено два перекуса в день, а по факту детям нальют чай и дадут одну-две сушки.

3. Сколько стоит обучение?

Альтернативные школы не то чтобы спешат во всеуслышание рассказать о своем ценообразовании. А подводных камней может быть очень много - от внезапных и нигде не прописанных платежей типа вступительного взноса на канцтовары, например. До момента, когда цена обучения в семейной школе сопоставима с ценой обучения в частной школе по соседству, только в частной школе есть целый штат педагогов, психолог, логопед, охранник, а в семейной, конечно же, всего этого нет.

4. Какой у школы юридический статус?

Самый часто задаваемый вопрос организаторам семейных школ - можно ли оплатить обучение материнским капиталом. И самый частый ответ - нет, нельзя. Потому что в лучшем случае это ИП, в худшем - вообще “самозанятое население”, с которым отношения строятся на доверии.

5. Какое образование у педагога?

Не секрет, что семейная школа в том виде, в котором существует большинство московских семейных школ на текущий момент - это РОДИТЕЛИ, которые с разной степенью успешности обучали своих детей, и решили, что пора уже подзаработать на чужих. В этом нет ничего плохого. Кроме того, что (и это надо очень четко понимать) - эти родители могут быть в целом сильно хуже в качестве педагога, чем вы сами. Учителя в школе тоже ничем не лучше родителей в плане знаний и моральных качеств - но они, как минимум проходят ежегодные аттестации, имеют педобразование, и видят тридцать “оболтусов” в течение нескольких лет - то есть опыта немного побольше.

6. Кто будет учить моих детей?

Я очень лояльна к людям и не считаю образование и опыт обязательной составляющей успешной карьеры. Но если ко мне приходит человек с аватаркой котика без фамилии и начинает звать в семейную школу, или если я вижу у человека в профиле, что он старший аудитор в большой четверке, у меня пульсирует в висках один вопрос: “ТЫ КТО ТАКОЙ ВООБЩЕ???” Почему я должна доверить тебе своего ребенка??

Про организатора/директора семейной школы должно быть известно много: где родился, на кого учился, чем увлекается, семейный статус и состав, религиозные и политические взгляды. Потому что его, в случае чего, не уволишь с дисквалификацией, как Марьванну из условной 1056-й школы.

И отдельно - бдительность вообще никогда не повредит. Это вы про 57-ю школу знаете уже практически все, потому что это одна из лучших школ Москвы последние сколько-то там десятилетий, и никакие скандалы ситуации не изменят. А что вы знаете про менее громкие школы? А про семейные? Да, мой уровень тревожности высок, но я хочу иметь скан паспорта человека, за чьей дверью остаются мои дети. И желательно камеру, по которой я увижу, что человек не путает альфа-позицию по Ньюфелду с доминированием над неокрепшей детской психикой.

7. Какой системы образования придерживается школа?

Сейчас все, начитавшись интернета, умеют вставить столько умных слов в рекламный текст, что, прочитав его, начинаешь чувствовать свою ничтожность перед семейной школой. Тут тебе и вальдорф, и ТРИЗ, и безусловная альфа-позиция педагога, и основы классического образования, и христианский уклон… И иногда весь этот винегрет сверху прикрыт анскулингом.

Проверить все это можно только на практике. Но совет тут один - идти и смотреть своими глазами. Из того, что видела лично я (но я скажу честно - мне в этом плане не везло) - чаще всего фантазия организатора школы, не имеющее отношение к реальности.

8. Готова ли семейная школа помочь детям, не вписывающимся в стандарты школьного обучения?

Домашнее обучение, что бы там не говорили, это чаще всего удел достаточно специфических групп населения. Либо это дети с особыми потребностями (не обязательно больные, хотя и они тоже, просто кто-то не успевает и требует индивидуального плана, кто-то занимается профспортом, чьи-то родители оседают на всю зиму в Индии, а у кого-то СДВГ, который в России не считается психиатрическим диагнозом), либо это дети родителей, по какой-то причине считающих, что система - это плохо, и что система “хорошему не научит”.

Я, как мама из первой группы, хочу сказать, что если обычные школы не очень понимают, что такое СДВГ, то семейные - делают вид, что понимают, но на самом деле тоже не понимают. И либо забивают на ребенка, не принуждая его вообще ни к чему (он может весь день сидеть в игровой под столом), либо через пару недель объявляют, что ребенок необучаемый и агрессивный. Это не очень фатально, но первые разы немного обидно (обещали-то ого-го), и достаточно муторно в плане возврата денег.

9. Можно ли верить отзывам в интернете?

Здесь многое преподается так, что кажется, что открывшаяся по соседству семейная школа это прямо ВАУ. Сорок репостов, сто тридцать лайков. Не ведитесь на эту мишуру. Проверяйте лично. Требуйте посидеть на уроках, вводите испытательный срок. Неоднократно сталкивалась с тем, что все восторги при ближайшем рассмотрении (даже без микроскопа!!!) - оказывались полным пшиком, а “частный сектор”, в котором обещали выгуливать детей после уроков - одной соткой неблагоустроенной и в целом ничем не примечательной земли, на которой поставили турник.

10. Есть ли у школы образовательный план?

Во-первых, большинство семейных школ и многие альтернативные не ориентированы на горизонт дальше 3-4 лет начальной школы. А дальше что? Это жутко неудобно, потому что специализированные лицеи принимают с 7-8 классов, а идти в общеобразовательную школу после 4 лет “альтернативной” может быть не так-то просто.

Во-вторых, нестабильность таких школ. Они открываются и закрываются (кризис, не хватило денег, не набрали группу, арендодатель задрал цену, переоценили моральные силы, произошел конфликт среди педагогов, и еще много-много причин).

Во-третьих, общее понимание, “куда движемся”. Ищите школы, которые дают это понимание. Например, в “Наших пенатах” (частная школа с сильным заочным отделением) в теории есть связи с европейскими вузами, а директор школы имеет непосредственное отношение к “Горчаковскому лицею”, из которого многие ученики поступают в МГИМО. Другая московская школа с заочным отделением, МШЗД, направлена на изучение языков, и в целом, имеет уклон в сторону билингвального обучения. Школа “Ковчег XXI век” акцент делает на свободное обучение по интересам, и при этом у школы высокий показатель по ЕГЭ (куда в наше время без ЕГЭ?).

Конечно, вы скажете, что я сейчас перечислила ключевых игроков альтернативного образования, и это совсем не семейные школы. Но, во-первых, большинство из них сотрудничает с семейными школами в плане промежуточных аттестаций. Во-вторых, что мешает маленьким семейным школам придерживаться какой-то, простите, миссии? И это не общие красивые слова о свободе учиться или не учиться, а некий план действий, который куда-то приведет? Пусть очень абстрактный план, но чтобы родитель понимал - ага, здесь будут иностранные языки, тут математика и программирование, тут нестандартное мышление и творчество, а вот тут практика и обучение жизни, например. Потому что иначе это получается та же камера хранения для ребенка, что и в обычной школе, просто более хипповая, и к тому же, платная.