Сколько нужно времени, чтобы освоить дома школьную программу

Давайте попробуем разобраться, из чего состоит день хоумскулера и как понять, «много» или «мало» учится ваш хоумскулер.

Начав заниматься с ребенком по школьной программе дома, я очень удивилась тому, как мало времени уходит на «уроки». У меня достаточно приятелей с детьми школьного возраста, и все они буквально стонут от обилия материала и заданий! Несколько часов дети находятся в школе, а потом чуть ли не до ночи делают домашние задания. В то время как мой (далеко не самый гениальный, а вовсе даже «отстающий» ребенок!) молниеносно щелкает задачки, и мы довольно быстро проходим вместе материал. А когда сверяемся с поурочным планом школы, оказывается, что мы ушли далеко вперед.

Что же происходит? Не получится ли так, что мы слишком поверхностно проходим материал?

Думаю, тут нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, детей в школе много. Поэтому урок фактически растянут на то, чтобы собрать внимание малышей (в начальной школе это не так-то просто!), объяснить тему, сделать задание и удостовериться в том, что все успели (у детишек очень разный темп). И это если представить себе идеальный класс, где никто не отвлекается, рассматривая птичку за окном, или не разговаривает с соседом.

Во-вторых, «домашка» после школы растягивается допоздна потому, что ребенок уже физически устал (а многие еще успевают сходить на секцию или в кружок) и хочет поиграть во что-то спокойное, а не садиться снова за тетради. Поэтому-то, чтобы не перегружать ребенка, в некоторых школах домашнее задание ученикам начальной школы не задают вообще. И, наконец, то, что задают детям для закрепления материала в школе, чаще всего просто скучно и неинтересно, стало быть, изобретательный ребенок тянет время как может, только бы избежать этой скукотищи.

Другие родители хоумскулеров, с которыми мне удалось обсудить эту тему, подтверждают, что учебный процесс дома занимает не так много времени, как в школе, и отмечают преимущества этого факта для семьи.

«Мы читаем тему вместе или смотрим ролик по ней, потом я проговариваю все моменты, что-то схематично рисую, если нужно, дальше сын рассказывает, что понял. Обычно такое занятие занимает 20–30 минут, и так как темы новые мы берем не ежедневно, то действительно можно заниматься всего три дня в неделю, – рассказывает о своем опыте мама хоумскулера, журналист и блогер Дарья Лаговская. – Огромное преимущество лично для меня – можно выспаться и не надо тащиться по темноте в школу. У ребенка остается время на свободную игру, которая в начальной школе еще очень важна. Кружки можно посещать без ущерба знаниям и без бесконечной гонки из школы на занятия. И просто время на “потупить” или побыть в одиночестве у ребенка остается, иногда это важно».

Что вы можете сделать, чтобы грамотно спланировать учебный день и не переживать, что ваш ребенок учится “слишком мало”?

Во-первых, у вас уже наверняка есть план целей на неделю, о котором мы с вами говорили в предыдущем материале. Во-вторых, если вы знакомы с планированием по системе «Флаймама», то умеете планировать внутри недели и одного дня, не забывая о себе, семье, людях и «антрактах». Попробуйте объединить эти планы (я часто записываю свои дневные планы по урокам с сыном во Флайпланнере). И не забудьте следующие моменты:

  • Понятие «урок» – очень искусственное, оно рассчитано на большое количество детей.

Подстраивайтесь под вашего ребенка: кто-то может просидеть над темой 40 минут и не заметить, как пролетело время, кому-то лучше разбивать день на 15-минутные блоки.

  • Есть масса способов учиться, не открывая учебник и не сидя за партой.

Например, когда вы готовите на кухне и обсуждаете пропорции в рецепте – это чтение, математика и урок труда. Когда вы мастерите кормушку для птиц, чтобы повесить ее в ближайшем сквере, – это биология, геометрия, черчение, окружающий мир и труд. Не говоря уже о том, что читать и писать можно вообще все что угодно, лишь бы было интересно вам и ученику.

  • Огромный ресурс для обучения – настольные игры.

Я не учила сына складывать двузначные и трехзначные числа – он научился сам, когда мы играли в «Монополию» (еще мы любим Memory, Scrabble и все обучающие игры от «Банды умников»).

  • Обучающие фильмы – это тоже своего рода урок.

Можно использовать материалы школьной программы , также достаточно много обучающих ресурсов на Youtube («Шишкина школа», Академия занимательных наук, Профессор Почемушкин, Простая наука и другие).

  • Экскурсии в музеи и на выставки – всегда можно придумать что-то, что соответствует школьной программе.

В большинстве школ поездки по музеям – это регулярное образовательное мероприятие, ничего не мешает вам расписать поездки по музеям в своем учебном плане.

  • Записывайте в свой «дневник учителя» (или просто в план на день) все, что собираетесь сделать или сделали за день, – и вы увидите, насколько на самом деле насыщенная у вас «программа».

Ну и самое простое, что вы можете сделать, чтобы понять, достаточно ли эффективно занимаетесь по школьной программе, – это периодические проверки знаний ребенка. Здесь могут помочь придуманные лично вами диктанты и задачки, тесты на пройденный материал в учебниках, а также продающиеся отдельно тесты для самопроверки.

Оригинал текста опубликован на сайте Flymama.info